Елена Сергейчук
Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
В последнее время возрослое внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Приоритетным направлением моей деятельности является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, что способствуют формированию личностного развития, активизации творческого процесса, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Для этого использую различные виды искусства (рисование, лепка, художественное конструирование).
Работу строю в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации детского сада «Верхнекетский детский сад», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Цель моей деятельности – развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• формировать навыки работы с различными материалами;
• способствовать овладению разными технологическими приёмами.
• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
• воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;
• поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов.
Считаю, что для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимыми средствами, являются: природа, искусство, художественная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда.
Изучив требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде, исходя из поставленных задач для формирования художественно- эстетических способностей детей, определила требования к среде:
развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.
В создание развивающей предметно-пространственной среды активно подключала детей, т. к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Продуманная среда развития сама побуждала детей к активности, проявлению инициативы и творчества. Так в группе были созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников: оформлены театральный, музыкальный уголки; уголок книги – библиотека; разнообразные виды театров; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, игр - драматизаций.
Эффективно использую, как групповые комнаты, так и раздевалки: в них размещаю выставки фотографий: «Наши любимцы», «Осенняя мелодия», так же размещаю рисунки и поделки детей из природного материала, выставки к новогодним праздникам – «Новогодняя игрушка», «Снеговичок», «Хоровод новогодней ёлочки», осенним – «Осенние фантазии» - поделки из овощей и фруктов…
В группе создала уголок изобразительного искусства, здесь находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, кисточки, карандаши, пластилин.).
Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования : трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т. д.
Наличие экспонатов с учётом национально- культурных традиций : изделия народно-прикладного творчества, например, дымковские игрушки, некоторые из них были изготовлены вместе с детьми – это дымковские барышни.
Включаю в среду изобразительные материалы (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества, что способствует творческой активности детей.
Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место: создана небольшая «Полочка красоты» - не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним. Работа с «Полочкой красоты» осуществляется в повседневной жизни. Для этого использую любые произведения народного, декоративно-прикладного искусства.
В уголке «Моя семья» размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи.
Так же в группе регулярно создаю мини-музеи. Дети чувствуют свою причастность к нему. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками.
При пополнении экспонатов в мини - музее «Хлеб всему голова», дети изготовили калачики в технике тестопластики; для музея «Многообразие ложки» сделали ложку из бумаги и раскрасили ее хохломской росписью; создавая музей «В мире динозавров», дети лепили динозавриков из разных видов пластилина, налепили ящериц в технике миллефиори.
Моя задача, как педагога, научить детей понимать прекрасное в искусстве и в жизни, а для этого необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.
2. Дети знают традиции русской национальной культуры, народные промыслы.
3. Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.).
4. У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.
5. Дети имеют навыки коммуникативного общения.
6. У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.
7. У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.
8. У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.
Работу по развитию художественно – эстетической культуры старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство строю в трех направлениях:
• специально-организованное обучение;
• совместная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включением разнообразных форм и методов работы :
• регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;
• интегрированные занятия;
• посещение театров, выставок;
• организация самостоятельной художественной деятельности;
• организации игровой деятельности детей в течение дня;
• занятия по интересам (ИЗО)
• организация выставок детского творчества;
• конкурсы по выявлению творческих способностей;
Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:
• Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
• Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации:
в рисовании: ладонная и пальцевая техники, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями,
«Пуантилизм» - точечная живопись, в этой технике дети учились рисовать осенние пейзажи, грибы, животных и т. д. ;
«Эбру» (рисование на воде) - используя данную технику, дети создают необычные картины, что дает возможность каждому ребенку почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства.
в лепке: лепка из солёного теста, бумажной массы, фольги
в аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина).
«Оригами» - искусство складывания фигурок из бумаги, в этой технике были изготовлены цветы тюльпан и лилия, а также модные платья, которые в последующем были подарены мамам, бабушкам на праздники;
Каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОУ в конкурсах районного, городского, регионального уровня.
В последний год наблюдается позитивная динамика участия дошкольников в конкурсных мероприятиях. Наши воспитанники активно принимали участие в краевых конкурсах: «Я – сказочник», «Моя очаровательная зверушка»; всероссийских творческих конкурсах: «Я - художник – иллюстратор», «Подарки
любимой маме», «Рассударики», «Пластилиновые фантазии».
Так же дети активно участвуют в городских выставках детского творчества: «Пожарная ярмарка», «Пасхальная радость», «Душой к природе прикоснись» и многие другие, где занимают призовые места.
В образовательный процесс вовлекаю не только детей, но и родителей, чтобы последние могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы при обучении ребенка в школе. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы : родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе МАДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей.
Одним из условий формирования художественно - творческих способностей детей является - развитие креативности самого педагога.
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
- оформлена развивающая среда в группе;
- сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании
- дети учатся практическим действиям творческого самовыражения: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов;
- у детей развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются навыки сотрудничества.
Таким образом, чтобы развить у наших детей действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре (а это одна из главных трудных задач, нам необходимы три составные части красоты: литература, живопись, музыка, которые призваны спасти мир.
Так происходит своеобразный вдох – напитывание детей образами, впечатлениями, эмоциями. А после вдоха неизбежен выдох – творческое самовыражение детей. Такой процесс можно назвать «дыханием творчества"