Елена Халина
Этикет. Основы речевого общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования – формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Публикация «Этикет, Основы речевого общения дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения. Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.
Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий:
от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;
от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;
от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по развитию культуры речи.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Речевое обучение дошкольников предполагает :
введение в их активный словарь этикетных стереотипов;
формирование умения выбирать нужную формулу именно для данной ситуации.
Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора – стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и тому подобное. Также же следует обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.
Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников
1. На обращенный к тебе вопрос, необходимо отвечать вежливо и полным предложением. Четко произносить слова и звуки, говорить громко, чтобы задающему вопрос было понятно.
2. Внимательно выслушай указания старших.
3. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания говори доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.
4. Взрослых называй на ВЫ.
5. Не забывай извиниться за какую-то допущенную неуместность в поведении.
6. Благодари за оказанную помощь, внимание, заботу
7. Если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь слово «пожалуйста». Помни, что не всякое твое прошение может быть выполнено. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь упрямым и надоедливым.
8. Помни о «волшебных словах» : пожалуйста, спасибо, извините, позвольте, словах приветствия и прощания, и т. п.
9. Не перебивай разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться, то скажи: «Извините, пожалуйста.» и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой.
10. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.
11. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками
12. Умей помолчать, когда это необходимо.
13. Не разговаривай громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.
В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников.