Анна Кирейчева
Формирование коммуникативных умений в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных умений в музыкальной деятельности.
Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
Темочки:
Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыка активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыка помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Если создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Музыка — искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Коммуникативные знания, умения, навыки педагог развивает у детей во всех видах музыкальной деятельности. В своей работе, на музыкальных занятиях используем коммуникативные и народные круговые танцы, игры -приветствия, коммуникативные, телесные и контактные игры, народные хороводные игры.
В разделе «Пение» используем методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, а также, не опережая и не отставая от других детей, такие, как пение по очереди, пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Спой своё имя», «Закончи песню», «Передай песню по цепочке»).
При слушании музыки обращаем внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища). Терапевтическое влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению.
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, — преодолению амбивалентности поведения. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» делаем акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам- умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам — умение принять приглашение.
Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры, помогает детям лучше узнать друг друга и себя.
Влияние музыки на коммуникативное развитие обусловлено ведущей деятельностью дошкольного возраста — игрой, в форму которой мы облачаем наши музыкальные занятия с детьми. Игровые приемы в музыкальной деятельности (музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности в данном виде деятельности. Сущность и содержание музыкально-игровой деятельности определяет возможности реализации в процессе ее основных умений, необходимых для эффективного общения — коммуникативных умений.
Вокальная деятельность особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество хорового пения состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.
Следует отметить, что эти формы различной музыкальной деятельности просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно — эмоционального мира ребёнка, ведь музыка — искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.
Для успешного выполнения работы применям различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй). Современные технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Таким образом, музыка влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.
Литература
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб. : Музыкальная палитра. 2004г.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика,СПб,ЛОИРО,2000г.
3. БубноваО. Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников,журнал –М. :Беласс. 2009г. №1
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду, Программа и методические рекомендации. М. :Мозаика-синтез,2006г.
5. Каплунова И. М. ,Новосельцева И. М. программа «Ладушки»,СПб. 2010г.
6. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика» ,СПб, 2014г.