Мария Сехина
Формирование коммуникативных качеств дошкольного и школьного возраста
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН»
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя»
Сехиной Марии Викторовны
ТЕМА: «Формирование коммуникативных качеств,
дошкольного школьного возраста.
2016-2017 учебный год
Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г.
Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 .
Пояснительная записка
Публикация «Формирование коммуникативных качеств дошкольного и школьного возраста» размещена в разделах
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Цель: развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного школьного возраста.
Задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
3. Распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
План реализации темы по самообразованию.
Сроки проведения Содержание деятельности Тема
Сентябрь Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
Беседа:
«Общение со сверстниками»
Ноябрь
Презентация Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Декабрь Игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков.
Беседы, игры – ситуации.
Январь
Консультация для родителей на тему:
«Как можно развивать коммуникативные навыки»
Февраль Изготовление картотеки игр для развития
коммуникативных навыков. «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков»
Март Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. «Общаемся с ребенком
«Как взаимодействовать с детьми»
Апрель Выступление с докладом на методическом объединении «Воспитание дружеских отношений в игре».
Май Консультация для родителей «Развиваемся играя»
Июнь Занятие с просмотром видеоролика. «Вместе веселее»
Июль
Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами. «Консультация для родителей и педагогов»
Что значит общение для ребенка»
Библиографический список по теме самообразования.
1. Агентаева Л. И., Половишкина М. И., Социальный приют для детей и подростков: пробелы, поиски. Решения. Н. ск. – 1997г.
2. Брудный А. А. Понимание и общение. - М., 1989.
3. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М, 1989.
4. Воробьёва О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – Волгоград, «Панорама», 2006.
5. ГиппенрейтерЮ. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
6. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. - Москва,2005г.
7. Коммуникативные технологии в школе. Секреты эффективного общения. Из опыта работы. - Автор-составитель О. Я. Воробьёва. Волгоград, «Учитель», 2008.
8. Кумарина Г. Ф. Дети группы «риска»/ Педагогика. 1991. №11.c.33.
9. Курс «Основы эффективного общения».- https://www.youngmedia.freenet.kz
10. Любимов А. Основы общения: стратегия эффективной коммуникации. – www.psylive.ru