Ольга Черенкова
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
1. Зарождение и становление коммуникативной деятельности
С самого рождения ребёнок первооткрыватель и исследователь окружающего мира. Для него всё ново: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не сможет найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
С рождения человек испытывает потребность в общении с другими людьми. Улыбка в ответ на взгляд – это первая ступенька в общении. Ведь именно улыбка основа для всех положительных переживаний и чувств маленького человека. На протяжении первых семи лет жизни ребенка идет зарождение и становление коммуникативной деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками - это основа психического развития детей дошкольного возраста. Именно на первоначальном опыте этих взаимоотношений строится дальнейшее развитие личности, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие.
Если человек умеет наладить контакт с окружающими людьми — это как индикатор самореализации человека, говорит о его успешности в различных видах деятельности, расположенности и уважения к нему окружающих людей. В отношениях между людьми принято ориентироваться друг на друга, учитывать желания, интересы, состояние другого человека.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Очень много детей с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы. Объясняется это компьютеризацией нашей жизни. Современных детей очень сложно оторвать от телефонов, компьютеров. Дети стали меньше играть, общаться, а живое человеческое общение ничем не заменить. Дети не понимают сверстников, не могут поставить себя на место друг друга.
Поэтому очень важно объединить усилия психологов, педагогов, родителей в формировании коммуникативных навыков, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми. Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Коммуникативная компетентность это довольно сложное, многокомпонентное образование, которое зарождается в дошкольном возрасте. Ее можно представить как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация в человеческом обществе понимается как общение, обмен мыслями, знаниями.
Развитие коммуникации ребенка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:
Ситуативно-личностная.
С рождения ребенок уже нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Но речь на этом этапе еще не развита, поэтому ребенок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребенок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребенка.
Ситуативно-деловая.
Зарождается примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется явным наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребенок все время обращается к нему за помощью или одобрением. Но если до полутора лет ребенок просто ждет помощи, то в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать уже самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребенка.
Внеситуативно-познавательная.
Основная форма - в период от 3 до 5 лет. Ребенок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источник этих знаний, как правило, взрослый. Вопросы не привязываются к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребенок может как летом, так и зимой. Важно помочь ребенку получить ответы на все вопросы, ведь таким образом он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.
Внеситуативно-личностная.
Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. В центре уже не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребенок уже хочет узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребенок замечает то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.
Очень важно для ребенка сохранять в процессе общения позитивный настрой. Без этого дошкольник испытывает дискомфорт в обществе. Именно общение открывает перед дошкольником пути познания других людей и позволяет глубже изучить самого себя.
В рамках социального развития детей дошкольного возраста коммуникативным способностям отведена главенствующая роль. Эти навыки весьма полезны в оценивании ситуаций, возникающих в процессе общения. Благодаря наличию этих навыков ребенок научится различать эмоциональные состояния собеседников в различные моменты времени, анализировать и обрабатывать получаемую органами чувств информацию и на ее основе корректировать собственное поведение.
Развитые коммуникативные навыки помогут ребенку обнаружить признаки стандартных ситуаций и определиться с правилами действия. Иначе общение, как со сверстниками, так и с взрослыми не будет успешным. Территория для общения при этом может быть различной, это и общественный транспорт, улица, детский сад, групповые занятия и т. п.
Общительные малыши всегда найдут выход из конфликтной ситуации. В общении сглаживаются индивидуальные особенности взаимодействующих в процессе общения партнеров, что способствует мирному разрешению конфликта и снижению отрицательных проявлений.
Психологи выяснили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье. Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы. Как результат тесного взаимодействия детей и родителей - полноценно развитые коммуникативные навыки.
Выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы содействует укреплению взаимоотношений. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.
Правила принятые в игре уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами-конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Игровой процесс интересен тем, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Родители обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша. Устанавливаемое доверие подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее.
Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни
.
2. Основные мотивы побуждающие детей к коммуникативным действиям.
Дошкольный возраст –время интенсивного, всестороннего развития ребёнка. Как раз в это время происходит зарождение коммуникативной деятельности. Коммуникация – умение общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение очень важный показатель психического развития ребёнка.
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности;
3) потребностью в признании и поддержке.
Потребность в впечатлениях. С появления на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. Потребность в впечатлениях постоянно возрастает, а удовлетворить эту потребность дети могут лишь благодаря взрослым, так как не имеют возможности сделать это самостоятельно. Так, появляются познавательные мотивы общения.
Так же характерна для детей потребность в активной деятельности. Активность, проявляемая ребенком, растет, изменяясь и по форме, и по содержанию. И у детей, в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, появляются деловые мотивы общения. Как результат необходимости, где не обойтись без помощи и участия взрослых. Деловой мотив общения - это сам взрослый, партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.
Потребность детей в признании и поддержке явно видна уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерная черта такого рода общения - его сосредоточенность на личности — самого ребенка, которому нужна поддержка; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. Здесь речь идет о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения.
Практически одновременно в период становления коммуникативной деятельности появляются познавательные, деловые и личностные мотивы. Но один из мотивов общения становится ведущим в каждом периоде детства. В первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива объясняется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.
Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу"); умение организовать общение ("Я умею", что характеризуется, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; а также знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении с окружающими ("Я знаю"). Все эти условия и критерии обнаруживаются на всех возрастных ступенях развития ребенка, но в каждом возрасте общение имеет свою специфику.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
В дошкольном возрасте происходит важнейшее "приобретение" ребенка в его коммуникативном развитии. Круг общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник "открывает" для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети "такие же, как он". Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.
От того, насколько успешно будет складывается общение со сверстниками, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Если ребенок, не имеет разностороннего опыта общения со сверстниками, он просто напросто выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. С возрастом это вызывает расстройства в поведении и характере.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда и пакостят. Все это остро переживается ребенком и окрашено массой разнообразных эмоций.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о буре чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
3. Игра- как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника, так почему не воспользоваться таким обстоятельством, чтобы заложить в ребенка все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную, так как основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативную : освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Любимый вид игры для детей дидактическая игра, многоплановая и сложная. Дидактическая игра - игровой метод обучения детей, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, средство всестороннего воспитания личности, а также одно из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Познавательные (дидактические) игры – это моделирующие реальность, специально созданные ситуации, в которых дошкольникам предлагается найти выход из проблемной ситуации.
Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры - правила. Благодаря которым и возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.
Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
В игре дети обучаются помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре происходит формирование самооценки. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером группы.
Также весьма успешным средством развития коммуникативных навыков дошкольников можно назвать режиссерскую игру.
Режиссерские игры - это разновидность самостоятельных сюжетных игр. Здесь ребенок - это режиссер, управляющий и руководящий действиями игрушек-артистов. Такие игры занимательны и полезны. Дошкольники "озвучивая" героев и проговаривая сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.
Сюжетно-ролевая игра хранит в себе большие возможности для развития навыков общения. В игре происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении, благодаря взаимодействию игровых и реальных возможностей, формируется личность каждого ребенка, развивается детский коллектив.
В сюжетно-ролевой игре воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать ответственность за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слышать друг друга. Бывает, что дети испытывают затруднения при построении диалога: не выслушивают друг друга, перебивают, не поддерживают общую тему для разговора. В сюжетно-ролевой игре развивается диалогическая речь.
Театрализованные игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.
Психологи считают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.
Итак, игра — необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и застенчивые дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Правильно подобранные игры - это эффективное действенное средство для формирования морально-волевых качеств детей, реализации детской потребности воздействия на мир.
Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. В игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.
Игру нужно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.
Таким образом, игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре.
Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь.
Вывод.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому настолько актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;
важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
И в заключение, хочу рассказать, есть такая "Притча".
Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченный взгляд. В отчаянии я подумал "Как я могу пройти к его сердцу?" Он прошептал мне тихо,на ухо "Поиграй со мной!"
По-моему, этим все сказано.