Мария Хромова
Опыт работы «Развитие речи дошкольников через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Читая авторов,
которые хорошо пишут,
привыкают хорошо говорить».
(Вольтер)
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи дошкольников через художественную литературу“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Поэтому одной из целей в своей работе я ставлю развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения этой цели я выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
- Создание речевой развивающей среды в группе.
Создавая развивающую среду группы, я стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Обстановка группы построена и создана так, что просматривается чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствует здоровьесбережению. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе моей выделены уголки (центры) организации определенного вида деятельности.
1. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Театры в этом уголке разные, как сделанные своими руками, так и приобретенные.
2. Уголок «Здравствуй, книжка!», в этом уголке находится детская художественная литература, которая меняется в зависимости от времени года и тематического планирования. Подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, альбом с портретами писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки. Так же в нем находятся созданные детьми совместно с родителями книжки-малышки по произведениям детских писателей. В этом же уголке расположилась сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которую дети играют с большим удовольствием.
В нашем МДОУ детский сад №30 на территории детского сада и участке моей группы мы также создаем интересную развивающую среду для детей. Зимой мы строим сказочных персонажей из снега, которые имеют функциональность, и летом на территории нашего ДОУ можно в каждом уголке увидеть героев сказок.
- Работа с родителями.
Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Работа с родителями ведется в двух направлениях: информационная и практическая. К информационному направлению можно отнести разработку наглядных материалов (оформление стенда, папок передвижек).
Мною был разработан и реализован среднесрочный проект «Здравствуй, сказка». Главной задачей, которого было способствовать поддержанию традиций семейного чтения и повысить культуру речи родителей и детей. Ведь если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
- Работа с социумом
С детьми мы посещаем сельскую детскую библиотеку. После таких экскурсий дети с удовольствием начинаю посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.
Совместно с музыкальным руководителем мы учим с детьми кукольные театральные представления и показываем их для детей младшего возраста. А так же мы ставим театральные постановки сказок для детских утренников и мероприятий с родителями.
С детьми мы участвуем в различных творческих конкурсах рисунков, во многих из которых становимся победителями.
Таким образом, можно сделать вывод, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!