Наталия Новикова
Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Великий учёный В. Н. Вернадский впервые в своё время сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – ноосфера, то есть сфера разума. Учё ный предостерегал: деятельность людей даже там, где она незначительна растёт со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. В. Н. Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтоб сделать планету Земля ещё богаче и прекраснее.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для этого необходимо воспитывать в каждом нарождающемся поколении нравственные критерии по отношению к окружающему миру, к природе. И начинать нужно с самого раннего возраста.
В детском образовательном учреждении мы, педагоги и воспитатели, стараемся решить две основные задачи:
формировать определённый круг знаний о природе и ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях неживой и живой природы;
воспитывать любовь к природе, развивать интерес к ней и способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным.
Две трети территории России покрыто лесами. Лес – это целая экосистема, в которой гармонично сосуществуют различные живые организмы. Жизнь растений и животных в природе существует в виде различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов, рельефа, почвы, воды, атмосферы. Изучая лес, мы даём детям представление об устройстве мира в целом.
В различных видах деятельности дошкольники знакомятся с флорой и фауной русских лесов, получают представления о цепях питания в данном природном сообществе, о процессах воздухообмена и круговорота воды в природе, а так же получают зачатки экологической культуры для развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Важное место в этой работе занимают прогулки и экскурсии. Воспитатели учат детей, прежде всего, наблюдать. Мы рассматриваем природные объекты и явления, а так же учимся ухаживать за растениями, подкармливать птиц зимой, весной сажать цветы, а осенью собирать листву и природный материал для поделок.
Наблюдения подкрепляются опытно-экспериментальной деятельностью. Дети по своей природе исследователи. Поэтому маленькие «фокусы», как они называю опыты, вызывают живой интерес. Так, исследование условий роста комнатных растений позволило дать ребятам представление о развитии лесной флоры, о сокодвижении у деревьев. А опыты с водой и воздухом дают им возможность понять, как растения очищают воздух или как лес влияет на климат планеты в целом.
О повадках диких лесных животных наши воспитанники узнают из произведений писателей, поэтов. Например, с большим интересом дети всегда слушают чтение рассказов «Белолобый» А. П. Чехова, «Серая Шейка» и «Медведко» Д. Мамина-Сибиряка, «Заяц» и «Тюпа, Томка и сорока» Е. Чарушина, сказок Г. -Х. Андерсена, В. Гаршина, стихов А. С. Пушкина, С. А. Есенина и др. Яркие художественные образы, созданные знаменитыми писателями и поэтами влияют на эмоции маленьких слушателей, заставляют сопереживать, удивляться.
А картины великих русских пейзажистов И. Левитана, В. Поленова пробуждают в детских сердцах самые лучшие чувства. Особенный интерес вызывают у дошкольников произведения «лесного художника» И. И. Шишкина. Они с удивлением узнают на фантике от конфет фрагмент картины живописца «Утро в сосновом лесу», что подкрепило детское любопытство.
Почувствовать себя художниками в полной мере дают занятия изобразительной деятельностью. Благодаря знаниям о строении деревьев, дети старшего дошкольного возраста могут нарисовать конкретное дерево, передавая его характерные особенности. И гриб, вылепленный из пластилина уже не просто гриб, а лисичка или мухомор. В лепке зимующих птиц дети так стараются сделать свою птицу узнаваемой, что смешивают несколько цветов пластилина для передачи цвета оперенья.
В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели должны развивать творческое начало у ребят. Прививая интерес к конструированию из природного материала, мы всегда говорим, что шишки, листья, жёлуди и т. п. – это частицы леса. И если мы своими руками смастерим из них какие-то фигурки или сделаем аппликацию, то лес будет всегда рядом с нами.
Закрепление знаний и представлений о лесе происходит в детских играх. Прежде всего это дидактические, настольные игры («Дары природы», «Кто где живёт?», «Лесной дом», «С какой ветки детки?» и др.).
А в играх-драматизациях, в театрализованных представлениях девчонки и мальчишки охотно превращаются в белочек и зайчиков, в лис и медведей, что даёт им возможность побыть «в шкуре» лесных обитателей.
Особое внимание необходимо уделить охране леса. Для этого целесообразно знакомить дошкольников с профессиями лесника, рабочих лесного хозяйства и их сильных помощниках – машинах. Дети постепенно начинают понимать, какая это нужная работа, но лес необходим всем, чтобы жить. А значит и заботиться о нём должны все люди. Важно, чтобы ребята сами пришли к этому выводу и выработали правила поведения в лесу.
Кропотливая ежедневная работа, безусловно, даёт свои результаты. Как приятно услышать в детских разговорах фразы: «Не ломай ветки – дереву больно!» или «Надо покормить птиц. Я из дома семечек принёс» или «Оцарапалась? Скорее приложи подорожник!»!
Всем воспитателям хочется рекомендовать активнее заниматься со своими подопечными изучением леса, находить новые методики и подходы для воспитания экологической культуры и нравственных чувств в будущих поколениях.