Приложение МААМ

Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом

Наталия Новикова
Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский.

Великий учёный В. Н. Вернадский впервые в своё время сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – ноосфера, то есть сфера разума. Учё ный предостерегал: деятельность людей даже там, где она незначительна растёт со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. В. Н. Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтоб сделать планету Земля ещё богаче и прекраснее.

Темочки:

Для этого необходимо воспитывать в каждом нарождающемся поколении нравственные критерии по отношению к окружающему миру, к природе. И начинать нужно с самого раннего возраста.

В детском образовательном учреждении мы, педагоги и воспитатели, стараемся решить две основные задачи:

формировать определённый круг знаний о природе и ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях неживой и живой природы;

воспитывать любовь к природе, развивать интерес к ней и способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным.

Две трети территории России покрыто лесами. Лес – это целая экосистема, в которой гармонично сосуществуют различные живые организмы. Жизнь растений и животных в природе существует в виде различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов, рельефа, почвы, воды, атмосферы. Изучая лес, мы даём детям представление об устройстве мира в целом.

В различных видах деятельности дошкольники знакомятся с флорой и фауной русских лесов, получают представления о цепях питания в данном природном сообществе, о процессах воздухообмена и круговорота воды в природе, а так же получают зачатки экологической культуры для развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Важное место в этой работе занимают прогулки и экскурсии. Воспитатели учат детей, прежде всего, наблюдать. Мы рассматриваем природные объекты и явления, а так же учимся ухаживать за растениями, подкармливать птиц зимой, весной сажать цветы, а осенью собирать листву и природный материал для поделок.

Наблюдения подкрепляются опытно-экспериментальной деятельностью. Дети по своей природе исследователи. Поэтому маленькие «фокусы», как они называю опыты, вызывают живой интерес. Так, исследование условий роста комнатных растений позволило дать ребятам представление о развитии лесной флоры, о сокодвижении у деревьев. А опыты с водой и воздухом дают им возможность понять, как растения очищают воздух или как лес влияет на климат планеты в целом.

О повадках диких лесных животных наши воспитанники узнают из произведений писателей, поэтов. Например, с большим интересом дети всегда слушают чтение рассказов «Белолобый» А. П. Чехова, «Серая Шейка» и «Медведко» Д. Мамина-Сибиряка, «Заяц» и «Тюпа, Томка и сорока» Е. Чарушина, сказок Г. -Х. Андерсена, В. Гаршина, стихов А. С. Пушкина, С. А. Есенина и др. Яркие художественные образы, созданные знаменитыми писателями и поэтами влияют на эмоции маленьких слушателей, заставляют сопереживать, удивляться.

А картины великих русских пейзажистов И. Левитана, В. Поленова пробуждают в детских сердцах самые лучшие чувства. Особенный интерес вызывают у дошкольников произведения «лесного художника» И. И. Шишкина. Они с удивлением узнают на фантике от конфет фрагмент картины живописца «Утро в сосновом лесу», что подкрепило детское любопытство.

Почувствовать себя художниками в полной мере дают занятия изобразительной деятельностью. Благодаря знаниям о строении деревьев, дети старшего дошкольного возраста могут нарисовать конкретное дерево, передавая его характерные особенности. И гриб, вылепленный из пластилина уже не просто гриб, а лисичка или мухомор. В лепке зимующих птиц дети так стараются сделать свою птицу узнаваемой, что смешивают несколько цветов пластилина для передачи цвета оперенья.

В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели должны развивать творческое начало у ребят. Прививая интерес к конструированию из природного материала, мы всегда говорим, что шишки, листья, жёлуди и т. п. – это частицы леса. И если мы своими руками смастерим из них какие-то фигурки или сделаем аппликацию, то лес будет всегда рядом с нами.

Закрепление знаний и представлений о лесе происходит в детских играх. Прежде всего это дидактические, настольные игры («Дары природы», «Кто где живёт?», «Лесной дом», «С какой ветки детки?» и др.).

А в играх-драматизациях, в театрализованных представлениях девчонки и мальчишки охотно превращаются в белочек и зайчиков, в лис и медведей, что даёт им возможность побыть «в шкуре» лесных обитателей.

Особое внимание необходимо уделить охране леса. Для этого целесообразно знакомить дошкольников с профессиями лесника, рабочих лесного хозяйства и их сильных помощниках – машинах. Дети постепенно начинают понимать, какая это нужная работа, но лес необходим всем, чтобы жить. А значит и заботиться о нём должны все люди. Важно, чтобы ребята сами пришли к этому выводу и выработали правила поведения в лесу.

Кропотливая ежедневная работа, безусловно, даёт свои результаты. Как приятно услышать в детских разговорах фразы: «Не ломай ветки – дереву больно!» или «Надо покормить птиц. Я из дома семечек принёс» или «Оцарапалась? Скорее приложи подорожник!»!

Всем воспитателям хочется рекомендовать активнее заниматься со своими подопечными изучением леса, находить новые методики и подходы для воспитания экологической культуры и нравственных чувств в будущих поколениях.

Публикации по теме:

Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников В свое время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения»Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Консультация «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода» Актуальность. Наш детский сад «Красная шапочка» находится в экологически чистой зоне, на окраине поселка, возле березовой рощи. Территория.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки. Воспитатель МДОУ№7 Котова М. Л. г. Тейково Ивановская.

Воспитание экологической культуры дошкольников «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» Достоевский Ф. М. Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 10:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Новикова (УИ 1404634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД