Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом

Наталия Новикова
Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский.

Великий учёный В. Н. Вернадский впервые в своё время сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – ноосфера, то есть сфера разума. Учё ный предостерегал: деятельность людей даже там, где она незначительна растёт со скоростью, превышающей скорость эволюции природы. В. Н. Вернадский верил в силу разума человека, верил в то, что человечество сумеет направить эволюцию таким образом, чтоб сделать планету Земля ещё богаче и прекраснее.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом» размещена в разделах

Для этого необходимо воспитывать в каждом нарождающемся поколении нравственные критерии по отношению к окружающему миру, к природе. И начинать нужно с самого раннего возраста.

В детском образовательном учреждении мы, педагоги и воспитатели, стараемся решить две основные задачи:

формировать определённый круг знаний о природе и ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях неживой и живой природы;

воспитывать любовь к природе, развивать интерес к ней и способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным.

Две трети территории России покрыто лесами. Лес – это целая экосистема, в которой гармонично сосуществуют различные живые организмы. Жизнь растений и животных в природе существует в виде различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов, рельефа, почвы, воды, атмосферы. Изучая лес, мы даём детям представление об устройстве мира в целом.

В различных видах деятельности дошкольники знакомятся с флорой и фауной русских лесов, получают представления о цепях питания в данном природном сообществе, о процессах воздухообмена и круговорота воды в природе, а так же получают зачатки экологической культуры для развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Важное место в этой работе занимают прогулки и экскурсии. Воспитатели учат детей, прежде всего, наблюдать. Мы рассматриваем природные объекты и явления, а так же учимся ухаживать за растениями, подкармливать птиц зимой, весной сажать цветы, а осенью собирать листву и природный материал для поделок.

Наблюдения подкрепляются опытно-экспериментальной деятельностью. Дети по своей природе исследователи. Поэтому маленькие «фокусы», как они называю опыты, вызывают живой интерес. Так, исследование условий роста комнатных растений позволило дать ребятам представление о развитии лесной флоры, о сокодвижении у деревьев. А опыты с водой и воздухом дают им возможность понять, как растения очищают воздух или как лес влияет на климат планеты в целом.

О повадках диких лесных животных наши воспитанники узнают из произведений писателей, поэтов. Например, с большим интересом дети всегда слушают чтение рассказов «Белолобый» А. П. Чехова, «Серая Шейка» и «Медведко» Д. Мамина-Сибиряка, «Заяц» и «Тюпа, Томка и сорока» Е. Чарушина, сказок Г. -Х. Андерсена, В. Гаршина, стихов А. С. Пушкина, С. А. Есенина и др. Яркие художественные образы, созданные знаменитыми писателями и поэтами влияют на эмоции маленьких слушателей, заставляют сопереживать, удивляться.

А картины великих русских пейзажистов И. Левитана, В. Поленова пробуждают в детских сердцах самые лучшие чувства. Особенный интерес вызывают у дошкольников произведения «лесного художника» И. И. Шишкина. Они с удивлением узнают на фантике от конфет фрагмент картины живописца «Утро в сосновом лесу», что подкрепило детское любопытство.

Почувствовать себя художниками в полной мере дают занятия изобразительной деятельностью. Благодаря знаниям о строении деревьев, дети старшего дошкольного возраста могут нарисовать конкретное дерево, передавая его характерные особенности. И гриб, вылепленный из пластилина уже не просто гриб, а лисичка или мухомор. В лепке зимующих птиц дети так стараются сделать свою птицу узнаваемой, что смешивают несколько цветов пластилина для передачи цвета оперенья.

В старшей и подготовительной к школе группах воспитатели должны развивать творческое начало у ребят. Прививая интерес к конструированию из природного материала, мы всегда говорим, что шишки, листья, жёлуди и т. п. – это частицы леса. И если мы своими руками смастерим из них какие-то фигурки или сделаем аппликацию, то лес будет всегда рядом с нами.

Закрепление знаний и представлений о лесе происходит в детских играх. Прежде всего это дидактические, настольные игры («Дары природы», «Кто где живёт?», «Лесной дом», «С какой ветки детки?» и др.).

А в играх-драматизациях, в театрализованных представлениях девчонки и мальчишки охотно превращаются в белочек и зайчиков, в лис и медведей, что даёт им возможность побыть «в шкуре» лесных обитателей.

Особое внимание необходимо уделить охране леса. Для этого целесообразно знакомить дошкольников с профессиями лесника, рабочих лесного хозяйства и их сильных помощниках – машинах. Дети постепенно начинают понимать, какая это нужная работа, но лес необходим всем, чтобы жить. А значит и заботиться о нём должны все люди. Важно, чтобы ребята сами пришли к этому выводу и выработали правила поведения в лесу.

Кропотливая ежедневная работа, безусловно, даёт свои результаты. Как приятно услышать в детских разговорах фразы: «Не ломай ветки – дереву больно!» или «Надо покормить птиц. Я из дома семечек принёс» или «Оцарапалась? Скорее приложи подорожник!»!

Всем воспитателям хочется рекомендовать активнее заниматься со своими подопечными изучением леса, находить новые методики и подходы для воспитания экологической культуры и нравственных чувств в будущих поколениях.

Публикации по теме:

Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников В свое время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения»Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Консультация «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода» Актуальность. Наш детский сад «Красная шапочка» находится в экологически чистой зоне, на окраине поселка, возле березовой рощи. Территория.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки. Воспитатель МДОУ№7 Котова М. Л. г. Тейково Ивановская.

Воспитание экологической культуры дошкольников «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» Достоевский Ф. М. Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 10:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через знакомство их с лесом» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД