Ангелина Панченко
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Процесс обучения трехступенчатый:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь. 3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: -предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, -чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; -сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; -включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Публикация «Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Родитель и воспитатель должны помнить:
* что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны;
* излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение. Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой ориентации является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в быту, а именно: гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
* навыки культуры еды;
* навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;
* навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
* навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
Система работы состоит из этапов:
1. Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
2. Постепенное преодоление трудностей.
3. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
4. Совершенствование новых способностей.
5. Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
Формирование навыков умывания : Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом. Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные – позже.
Формирование навыков одевания : Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий.
Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела: Учить детей раскладывать полотенца, сидя на стуле за столом. Подготавливать принадлежности для умывания, самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, складывать туалетные принадлежности по окончании умывания, например, нужно положить мыло в мыльницу. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. Учить детей чистить зубы и полоскать рот.
Навыки культуры еды : Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Учить детей самостоятельно пить из чашки и убирать за собой чашку. Обучение самостоятельной еде.
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания :
* Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
* Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
* Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
* Физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
* Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Методы и приемы обучения самообслуживания :
* Личный пример взрослых,
* Соблюдение твердого режима
* Показ,
* Объяснение
* Разъяснение
* Пояснение
* Поощрение
* Упражнения в действиях
* Потешки, пословицы, поговорки
* Игровые приемы
* Викторины, развлечения
* Прием повторения действий
* Предметно-практические занятия
* Сюжетно-ролевые игры
* Чтение художественной литературы
* Беседы
* Настольные игры
* Контроль
* Дидактические игры
*
Также методы можно разделить на две группы:
1. Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения. Показ действия
Пример взрослого или других детей
Метод приучения (систематические упражнения)
Целенаправленное наблюдение
Метод игры
2. Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра : песенок потешек
Рассматривание иллюстраций, картин
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы.
Метод показа Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность
.Метод практического действия (упражнения) Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
Метод общего напоминания Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Игровой метод Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Художественная литература Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Дидактические игры и занятия дают положительный результат при соблюдении дидактических принципов. Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его учитываю, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком, выполняю на занятиях только, что не может ребенок сделать самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, т. к. она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу.
Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.).
Принцип поэтапности. Стараюсь, чтобы смена частей занятия была обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки, а при повторных показах (в третий-четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуациЮ
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;