МААМ-картинки

Обследование грамматического строя речи

Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.

Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Темочки:

Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики, предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.

Обследование грамматического строя речи

1. Обследование навыка составления предложения:

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение:

• Мальчик, открывать, дверь.

• Девочка, читать, книжка

• Доктор, лечить, дети

• Рисовать, карандаш, девочка

• В, сад, расти, вишня

• Сидеть, синичка, на, ветке

• Груша, бабушка, внучка давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Миша, дать, собака, большая, кость

• Петя, купить, шар, красный, мама

Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

Инструкция: вставь, пропущенное предлоги в предложение:

• Почки распустились…деревьях.

• Птенец выпал…гнезда.

• Лампа висит…столом.

• Лена наливает чай… чашки

• Лодка плывет… озеру

• Чайка летит … водой

• Деревья шумят… ветра

• Последние листья падают… березы

• Щенок спрятался… крыльцом

• Пес сидит… конуре

В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.

Инструкция: исправь ошибку

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабли.

• Дом нарисован мальчик.

• Девочка гладит утюгом

• Мальчик умывается лицо

• Собака вышла в будку

• Березки склонились от ветра

• Солнце освещается землей

• У Нины большая яблоко

• Хорошо спится медведь под снегом

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.

2. Обследование падежных форм существительных:

Инструкция: посмотри на картинку и ответь:

• Кто это?

• Что это?

• Без чего машина?

• Кому дает корм девочка?

• Чем девочка ест суп?

• Кого нарисовал мальчик?

• О ком телевизионная передача «В мире животных»?

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

3. Образование множественного числа существительных

Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?

Ведро - … шишка - … птица - … нож - …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

4. Обследование образования формы родительного падежа существительных во множественном числе:

Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?

Деревья - … окна - … карандаши - … колеса - … вишни - … груши - …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

5. Согласование прилагательных с существительными разного рода

Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.

Шапка - … кукла - … платье - … сапог - … жук - … корабль - …

7. Образование названий детенышей животных

Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?

Кошка - … корова - … белка - … волк - … коза - … овца - …

лев - … медведь - …

8. Образование прилагательных от существительных

Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?

Матрешка - … стакан - … портфель - … свитер - … конверт - … кольцо - …

9. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: скажи чей на картинки хвост

Лисий, собачий, львиный, павлиный.

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников» Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Задачи по формированию грамматической.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольников .

Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Открытый просмотр.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обследование грамматического строя речи
Опубликовано: 21 мая 2016 в 15:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обследование грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лопаткина (УИ 689259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД