Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи
ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.
Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.
Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.
Публикация «Обследование грамматического строя речи» размещена в разделах
Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики, предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.
Обследование грамматического строя речи
1. Обследование навыка составления предложения:
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение:
• Мальчик, открывать, дверь.
• Девочка, читать, книжка
• Доктор, лечить, дети
• Рисовать, карандаш, девочка
• В, сад, расти, вишня
• Сидеть, синичка, на, ветке
• Груша, бабушка, внучка давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Миша, дать, собака, большая, кость
• Петя, купить, шар, красный, мама
Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.
Инструкция: вставь, пропущенное предлоги в предложение:
• Почки распустились…деревьях.
• Птенец выпал…гнезда.
• Лампа висит…столом.
• Лена наливает чай… чашки
• Лодка плывет… озеру
• Чайка летит … водой
• Деревья шумят… ветра
• Последние листья падают… березы
• Щенок спрятался… крыльцом
• Пес сидит… конуре
В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.
Инструкция: исправь ошибку
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабли.
• Дом нарисован мальчик.
• Девочка гладит утюгом
• Мальчик умывается лицо
• Собака вышла в будку
• Березки склонились от ветра
• Солнце освещается землей
• У Нины большая яблоко
• Хорошо спится медведь под снегом
• Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.
2. Обследование падежных форм существительных:
Инструкция: посмотри на картинку и ответь:
• Кто это?
• Что это?
• Без чего машина?
• Кому дает корм девочка?
• Чем девочка ест суп?
• Кого нарисовал мальчик?
• О ком телевизионная передача «В мире животных»?
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
3. Образование множественного числа существительных
Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?
Ведро - … шишка - … птица - … нож - …
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
4. Обследование образования формы родительного падежа существительных во множественном числе:
Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?
Деревья - … окна - … карандаши - … колеса - … вишни - … груши - …
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
5. Согласование прилагательных с существительными разного рода
Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?
6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.
Шапка - … кукла - … платье - … сапог - … жук - … корабль - …
7. Образование названий детенышей животных
Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?
Кошка - … корова - … белка - … волк - … коза - … овца - …
лев - … медведь - …
8. Образование прилагательных от существительных
Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?
Матрешка - … стакан - … портфель - … свитер - … конверт - … кольцо - …
9. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: скажи чей на картинки хвост
Лисий, собачий, львиный, павлиный.
Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.
Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.