Марина Газизова
Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению
В течение последних лет большинство россиян испытывают отрицательные последствия скачкообразного социально-экономического перехода к новым реалиям и ценностям. Результатом этих изменений является уменьшение численности населения, рост численности социально обусловленных заболеваний, рост инвалидизации населения, в т. ч. молодёжи. Глобальный кризис в стране способствует обесцениванию человеческой жизни.
Публикация «Формирование глобальных компетенций у детей дошкольного возраста по здоровьесберегающему направлению» размещена в разделах
Возникшая проблема, связанная со снижением уровня здоровья детей и подростков, заставляет общество задуматься о путях улучшения ситуации, не в последнюю очередь, через систему образования. Ведущим направлением перехода образования на более качественный уровень, становится разработка и внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий с учетом региональных условий и накопленного опыта инновационной деятельности.
Вариантом качественного изменения образования мы видим в необходимости формирования здоровьесберегающих компетенций у детей, начиная с дошкольного возраста.
К таким компетенциям относятся следующие :
- ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,
- потребность в здоровом образе жизни.
Формирование данных компетенций невозможно без комплексного подхода к проблеме здорового образа жизни, учета всех аспектов, так или иначе влияющих на формирование личности конкретного ребенка.
Приобщение детей к здоровому образу жизни в нашем ДОУ проходит через создание педагогами определенных педагогических условий:
1. выбор оптимального режима дня и режима занятий,
2. создание условий для двигательной активности детей,
3. организация закаливания,
4. организация рационального питания,
5. соблюдение личной гигиены,
6. создание благоприятной психологической атмосферы,
7. использование разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы,
8. использование здоровьесберегающих педагогических технологий,
9. пропаганда здорового образа жизни.
Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная наша задача - подготовить здоровых детей к обучению в школе.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям :
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за собственным телом;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Повышение знаний детей о здоровом образе жизни и воспитание ценностного отношения к своему здоровью происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию.
Традиционные формы работы : Физкультурные занятия, Утренняя гимнастика, Подвижные игры, Самостоятельная двигательная активность детей, Физкультурные досуги, Дни здоровья, Бодрящая гимнастика, Индивидуальная работа.
Специфические: Игры-путешествия, Самомассаж, Пальчиковая гимнастика, Креативная гимнастика, Игропластика, Дыхательная гимнастика, Гимнастика для глаз.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо–физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста нами были разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.
Положительная динамика показателей здоровья и физического развития происходит за счет применения системы оздоровительных технологий : дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики и других.
В нашем дошкольном учреждении проводится комплекс закаливающих мероприятий: эффективных, разнообразных и любимых детьми: воздушное закаливание; хождение по «дорожкам здоровья»; обширное умывание; полоскание горла и рта; максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Важную роль в решении задач по формированию ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Диагностика по ЗОЖ
Цель в младшем возрасте : Выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.
Цель в старшем дошкольном возрасте : Выявить представления детей о своем здоровье и организме, как можно поддержать, и укрепить его. Умение практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения: Различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их. Умение выполнять некоторые виды дыхательной гимнастики и гимнастику для глаз, массажи для профилактики осанки, плоскостопия.
Для достижения обозначенной цели в младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомую ребенку детскую литературу, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Примерные вопросы к ребенку,
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста :
• применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
• актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в
игровой ситуации;
• решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
• автономность, самостоятельность решения.
Исходя из них, компетентному ребенку присуще самостоятельно применять здоровьесберегающие знания, умения и навыки в решении здоровьесберегающих задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности дошкольника.