Лутошкина Ирина
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных форм и методов
▼ Скачать
Современный мир быстро меняется, становится, сложнее, интереснее, инновационней, что требует особого подхода как в педагогике в общем, так и в коррекционной педагогике.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Публикация «Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных форм и методов» размещена в разделах
Функциональная грамотность – это способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребенка правильных речевых навыков и в выработке способности эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых формулируется так : «…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Исходя из вышесказанного перед педагогами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.
В условиях реализации ФГОС ДО в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
В своей работе я использую следующие инновационные технологии направленные на формирование функциональной грамотности детей.
Информационно компьютерные технологии
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
• использование игровой формы обучения;
• дифференцированный подход к обучению;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
• экономия временных ресурсов.
Среди развивающих и обучающих компьютерных программ использую :
Развивающие игры «Мерсибо» предназначенные для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью игр "Мерсибо” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Арт-терапевтические технологии
• сказкотерапия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия).
Сказка – неотъемлемая часть жизни ребенка, она идет с ним рука об руку с самого рождения и до самой школы. Сказка учит ребенка нравственности, доброте, морали, формирует веру в позитивное решение проблем.
В своей работе использую различные формы работы со сказкой :
Анализ сказок.
Рассказывание сказок
Постановка сказок
Сочинение сказок
Куклотерапия.
Используя сказки для расширения словаря детей, проводятся следующие виды работы:
вычленение слов из сказки с заданным звуком;
придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
придумывание нового названия сказки;
Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы :
составление предложений по опорным картинкам из сказок;
составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
упражнение "Закончи предложение" и т. д.
В работе так же используются методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии. Например, артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – Язычок и герои мультфильмов. В работе со сказкой используются приёмы мнемотехники, компьютерные технологии.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
При играх с песком:
— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Су-Джок терапия
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.