Елена Борисова
Формирование физических качеств старших дошкольников в подвижных играх (из опыта работы)
«Формирование
физических качеств
Публикация «Формирование физических качеств старших дошкольников в подвижных играх (из опыта работы)» размещена в разделах
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особое внимание направлено на детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Великая ценность каждого человека - здоровье и вырастить ребенка сильным, крепким и здоровым.
Константин Дмитриевич Ушинский сказал «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами».
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает ребенка вести малоподвижный образ жизни, что накладывает негативный отпечаток на здоровье. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Поэтому использование подвижных игр в жизни современных детей становится острой необходимостью.
Цель:
Приобщать детей к здоровому образу жизни, через подвижные игры и игровые упражнения формируя и развивая физические качества ребёнка.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
2. Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения игровых упражнений.
3. Содействовать развитию двигательных способностей;
4. Прививать интерес к физической культуре, способствовать укреплению здоровья
В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения, как одно из важных средств физического воспитания и оно становится эффективным (игровым) методом физического развития. Дети с интересом выполняют физические упражнения в игровой обстановке, так на зарядке при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто выполнить наклоны, повороты и т. д., а предложить детям «превратиться в штангиста», «нырнуть», «прокатиться на велосипеде», «встать на лыжи» и т. д.
Почетное место в нашей работе по развитию физических качеств занимает – динамическая пауза и физкультминутки.
Что такое динамические паузы и физкультминутки для дошкольников?
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Один из любимых режимных моментов у воспитанников - это прогулка, где подвижные игры имеют большую классификацию. По содержанию – элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К сложным играм относятся - спортивные игры (городки, бадминтон, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте в такие игры дети играют по упрощенным правилам.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, я провожу эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, я подбираю игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности.
Составила картотеку подвижных игр и разделила их на игры, которые непосредственно направлены на развитие определенных физических качеств детей :
С удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы, направленные на развитие силы. Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Подвижные игры с элементами борьбы: «Вытолкни соперника», «На одной ноге», «Борьба на ладонях», «Перетягивание каната».
Подвижные игры на развитие ловкости, быстроты реакции: «Зайцы в огороде», «Воробышки и автомобили», «Краска в коробку», «Удочка», «С кочки на кочку» и многие другие, то есть это игры с прыжками, бегом, метанием.
Для развития быстроты «День ночь», «Бабка Ёжка - костяная ножка», «Пятнашки», «Ловишки», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Догони свою пару» и т. д. т. е игры где основной вид движения это бег.
Для развития ловкости: «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята». Это игры, которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга и т. д.
И конечно же важную роль в своей деятельности я отважу играм - эстафетам которые являются разновидностью подвижных игр командного характера с правилами. Эстафета — это не только соревнование, но и игра, которая помогает детям сплотиться в одну команду.
Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывает соревновательный спортивный дух, стремление к победе и взаимовыручку в команде.
В играх-эстафетах я использую следующие виды движений:
1) бег с метанием;
2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
3) бег с перепрыгиванием препятствий;
4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
6) бег с ползанием и лазанием по гимнастической скамейке;
7) бег со змейкой между предметами и др.
Сотрудничаю с родителями. На родительском собрании проведена консультация «Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию». Привлекла родителей к изготовлению нетрадиционной атрибутики для игр. Запланирован проект «Развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных играх», где отведено место и работе с родителями : фотоконкурс «Ловкость по домашнему».
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.