Оксана Беджанян
Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательных навыков и физических
качеств у старших дошкольников в процессе
индивидуализации их физического развития.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
Публикация «Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития» размещена в разделах
Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства.
У большинства воспитанников наблюдается сочетание различных отклонений в состоянии здоровья. Это затрудняет выбор средств оздоровления, закаливания и физической культуры. Таким образом, возникает необходимость вести работу по сохранению и укреплению здоровья в ключе индивидуально - дифференцированного подхода. В разных видах деятельности индивидуальный подход имеет свою специфику.
В теории и методике физического воспитания понятие «индивидуальный подход» характеризуется как комплекс действий, направленных на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников. Осуществление педагогического процесса с учетом особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, особенностей здоровья и др., в
значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Вопрос педагогам: В чем суть индивидуального подхода? (суть индивидуального подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку).
Вместе с тем в условиях существующей системы воспитания и обучения (наполняемость групп более 25 человек) осуществление принципа индивидуального подхода возможно только на основе систематизации и группировки особенностей детей.
Поэтому в педагогике наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
Вопрос педагогам: Какие критерии дифференцированного подхода вы можете выделить в своей работе?
Ответы педагогов.
В физическом воспитании дошкольников критериями создания таких групп выступают разные показатели:
Состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность (здоровые, чбд, имеющие патологии, группа здоровья)
Уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств. (высокий, средний, низкий)
Половая принадлежность - дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек; подбор упражнений в зависимости от физиологических особенностей пола; учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек в планировании этапов и отборе методов обучения; использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования, отвечающих полоролевым предпочтениям; учет психологических особенностей мальчиков и девочек при оценке результативности их двигательной активности, а также в
процессе решения воспитательных задач.
Уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности. Соответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей. При организации индивидуально-дифференцированного подхода, ориентируемся
на: степень овладения ребенком «азбукой движений» : базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений; умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях; развитие физических качеств и двигательных способностей : быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей; общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Всем нам известно, что ведущий вид деятельности в дошкольном учреждении – игра. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций,
нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта. Физические и психические компоненты в играх тесно взаимосвязаны. Хочется отметить, что как правило, основное внимание педагогов уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются в основном в НОД по физкультуре, либо организуются на прогулке. Поэтому сегодня основной акцент будет сделан на подвижные игры.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества : выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе.
Вопрос педагогам: Каковы же условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ?
Ответы педагогов
Давайте начнем с первого условия
Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа. Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению.
Вопрос педагогам: Как вы думаете, какие положительные и отрицательные
стороны этого типа можно выделить?
«+»
«-»
Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли.
Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их
спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно.
Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия (игра «Черепаха-путешественница», либо проявить максимум ловкости (игра «Капканы», либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Водонос», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Игра с педагогами:
Игра «Капканы»
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т. е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.
Дети второго типа Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные.
Вопрос педагогам: Как вы думаете, какие положительные и отрицательные
стороны этого типа можно выделить?
«+»
«-»
Постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении) воспитателя.
Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей.
Наблюдает за игрой и принимает в ней сначала пассивное участие
Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому., Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка», от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки», либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»).
Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости. Тогда в конце игры надо не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, ловкость, быстроту и
точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз», «Меня похвалила воспитатель, значит у меня действительно хорошо получилось», «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю», «Я выиграл, следовательно, я способный. Я могу! У меня получится!».
Игра для педагогов:
Городки
Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т. е. набравшая больше очков.
Можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или ногой, бросать обеими руками из-за головы.
Дети третьего типа. Вялые, пассивные воспитанники
Вопрос педагогам: Как вы думаете, какие положительные и отрицательные стороны этого типа можно выделить?
«+»
«-»
Дети не включаются в игру даже при поддержке воспитателя.
Бывает отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними.
Даже при многократном повторении игры у них присутствует страх не справиться с заданием, поэтому, чтобы не ощущать свою неумелость, эти дети придерживаются тактики невмешательства в коллективные
игры сверстников.
Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя.
Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Поэтому для нормального психического и личностного развития этих детей необходимо сначала включать их в игры с двумя-тремя медлительными детьми или младшими по возрасту, а потом в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее.
Как правило, у этих детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребенок в своих самоощущениях перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».
Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался.
Игра с педагогами
Художники
Художник обычно имеет дело с красками, но раз сегодня у нас водные эстафеты, то мы будем рисовать картину разноцветной водой, а кисточку мы заменим ложкой. В 2-3 метрах от старта крепится белое полотно 50Х50 см, а на линии старта располагаются несколько стаканов с подкрашенной в разные цвета водой. В руках у первого участника ложка, т. е. кисть. Игрок зачерпывает ложкой любую краску, бежит к холсту и выливает на него подкрашенную воду. Побеждает та команда, чей холст быстрее превратиться в разноцветную картину без единого белого пятнышка.
Условие 2. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.
Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о
некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.
Условие 3. Создание ситуации успеха
Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т. е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать
стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Скорость развития чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребенок в игре, насколько часто его преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаше, чем неудачи, присутствует личная удовлетворенность собой, гордость за себя и появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми в более сложных играх и вообще других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных играх встречаются чаще, чем успехи, то у ребенка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний и поведением руководит мотив избежание неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми.
Условие 4. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат
Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.
Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.
Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, важно выработать у детей готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно в начале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры (например, Капканы») или организовывать командные соревнования (каждая игра, типа «Художники», «Водочерпалка», «Водолей» используются отдельно как командное соревнование, в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.
Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть. После того, как многие дети почувствуют, что, если сосредоточиться и хорошо постараться, то можно выиграть, и условия первоначальных игр уже не стали представлять для детей особой сложности, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать более сложные игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра (типа «Черепаха- путешественница», «Водонос», тем больше радости приносит победа в честной борьбе. На этом этапе можно скомбинировать из различных игр эстафету в форме командных или индивидуальных соревнований. Например, игры «Художники», «Водочерпалка», «Водолей», «Водонос» могут составить четыре этапа «Водной эстафеты». Игры «Белочка с орехами» (прыжки с
мячом, «Городки» (метание, «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) могут быть этапами «Веселых стартов».
Условие 5. Соблюдение детьми правил игры
Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.
Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:
каждый ребнок имеет право участвовать в игре;
желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;
ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребнка выбирают, а другого отстраняют;
дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и е ведущему о причине ухода;
все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;
как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять е содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.
Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
Условие 6. Педагогически грамотное распределение ролей
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т. п.
При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.
Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными.
Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли.
Условие 7. Оборудование и оснащение игровой площади
Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т. п.). В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок
старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь. К тому же сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьезной на то причины.
Ведущий: Уважаемые педагоги мы с вами поговорили о критериях дифференцированного подхода и об условиях организации подвижных игр, теперь предлагаю посмотреть форму организации подвижных игр в подготовительной группе, данную форму вы можете использовать как часть образовательной деятельности по физической культуре, так и в течение дня.
Сюжетно-игровая образовательная деятельность в подготовительной группе «Волшебный листок»
Рефлексия «Телеграмма»
После завершения образовательной деятельности каждому из участников семинара предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: "Что вы думаете о прошедшем мероприятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?
Напишите, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов.
Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. "