Надежда Карганова
Исследование по формированию волевых качеств личности у старших дошкольников посредством физических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение сформированности волевых качеств у старших дошкольников
Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2017г. по февраль 2018г. в ДОУ № 62 «Жемчужинка» г. Мытищи. Выборку составили 24 детей дошкольного возраста (девочек -11; мальчиков-13) в возрасте 6 лет. В исследовании приняли участие группа старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек. Экспериментальная работа проходила в три этапа:
Публикация «Исследование по формированию волевых качеств личности у старших дошкольников посредством физических упражнений» размещена в разделах
1. констатация исходного уровня развития волевых качеств детей;
2. формирование волевых качеств детей в процессе специальных физических упражнений;
3. контрольная диагностика результатов эксперимента
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в определении уровней сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития волевых качеств проводилась двумя методиками: игра «Перетягивание в парах» и "К своим флажкам" с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как выдержка, упорство, самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность и дисциплинированность.
Игра "К своим флажкам".
Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу – приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде воспитателя: "Все к своим флажкам!" – играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая круг.
Анализ проходили по схеме:
1. Умеет ли ребенок начинать игру по сигналу воспитателя;
2. Может ли ребенок не подглядывать, когда водящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение;
Игра способствовала развитию выдержки, целеустремленности, дисциплинированности.
Игра "Перетягивание в парах"
Играющие делились на две команды и строились около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.
Выигрывала команда, которая сумела перетянуть.
Анализ проводили по схеме:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
3. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).
Какие волевые качества у ребенка сформированы :
1)целеустремленность – самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.
2) упорство – проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.
3) настойчивость – проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
4) решительность – своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.
5) выдержка – проявляет способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
6) дисциплинированность – подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;
7) самостоятельность – умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.
Результаты исследования поместили в таблицу 1.
№ Фамилия и имя ребенка Какие волевые качества сформированы у ребенка
1 2 3 4 5 6 7
1 Олег Ш. + + _ + + + +
2 Олеся Т. _ + + _ _ + +
3 Федя Г. + + + _ _ _ +
4 Вова Ц. _ + + + _ _ +
5 Егор В. + _ + _ + _ +
6 Илья Р. _ + + _ _ _ _
7 Андрей К. _ + + _ _ _ _
8 Влад Л. + _ _ + + + +
9 Катя Ф + _ + _ + + +
10 Марина Х. _ _ + + + _ +
11 Аня М. + + + + + + _
12 Яна К. _ _ _ + _ _ +
13 Юля К. _ + + _ + + +
14 Света С. + _ + _ + + _
15 Антон Ф. + _ + + + + +
16 Маша М. _ + _ _ + + +
17 Ксюша К. _ _ _ + _ _ +
18 Сережа У. + + + _ + _ _
19 Вика С. _ + + _ + _ +
20 Алена С. _ _ _ + _ _ +
21 Петя К. _ _ _ + _ _ _
22 Дима У. + _ + + + + +
23 Саша Ч. _ + _ _ + _ _
24 Борис Ц. _ + _ _ + _ _
Итак, из таблицы видно, что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность; слабо развиты такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка. Следует отметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью и целеустремленностью. Итак, мы выявили следующие уровни сформированности волевых проявлений у детей :
1. Высокий – ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, целеустремленность.
2. Средний – ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества : целеустремленность, выдержка, самостоятельность.
3. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.
У нас получилось следующее: 4 ребенка показали высокий уровень сформированности волевых проявлений; 12 – средний и 8 детей – низкий уровень. Покажем это в процентном соотношении: высокий уровень – 15%; средний – 50%; низкий – 35%.
Данные, полученные в результате исследования по двум методикам, отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития волевых качеств детей на констатирующем этапе исследования
Уровень Кол-во детей в %
Низкий уровень 35%
Средний уровень 50%
Высокий уровень 15%
Анализируя таблицу 2, мы видим, что 15% детей показали высокий уровень развития волевых качеств. Количество детей с низким уровнем развития волевых качеств составляет 35%.
После изучения волевых качеств дошкольников нами была составлена система игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.
По данным таблицы 1 построена гистограмма (рис. 1).
%
Рис. 1 Уровень развития волевых качеств детей на констатирующем этапе исследования
Итак, полученные в результате исследования данные позволили выделить три группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как целеустремленность, решительность, выдержка, дисц иплинированность, самостоятельность, упорство, настойчивость.
2.2 Педагогическая работа по формированию волевых качеств у старших дошкольников посредством физических упражнений
Как известно, дети в дошкольном возрасте большую часть времени уделяют играм, поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры.
Игра в жизни дошкольника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть :
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) в игре должна ставиться цель – выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Мы разработали систему подвижных игр для формирования волевых качеств. Игры применяли на физкультурных занятиях.
Работа на физкультурных занятиях включала широкое использование физических упражнений в виде игр. Они способствовали решению не совершенствованию двигательных действий, но и формированию таких волевых качеств детей как целеустремленности, упорства, настойчивости, решительности. Опишем эти игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.
Игра «Зайцы в огороде».
Целью игры является формирование таких волевых качеств как целеустремленность, дисциплинированность
В игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-«сторожей» выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа» находились во внутреннем круге (огороде, остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. Некоторые дети нарушали правила игры – «зайцы» выпрыгивали из внешнего круга, «сторожа» ловили «зайцев» во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
Игра «У медведя во бору»
Цель: воспитать такие качества как выдержка, целеустремленность и дисциплинированность.
Эта игра детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из «берлоги», только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к «медвежьей берлоге» и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь сидит,
На меня рычит.
Когда дети произносили последнее слово – «рычит», «медведь» с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Победителями становились не пойманные дети.
Игра "Бой петухов"
Цель: сформировать такие качества как решительность, выдержка, упорство, настойчивость, дисциплинированность.
Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному "петуху". "Петухи" становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу "петухи" старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все "петухи" приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры.
С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.
Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.
Игра "Три движения"
Целью игры является формирование таких волевых качеств как самостоятельность, выдержка, целеустремленность и выдержка.
Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.
Играющие должны были выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал воспитатель. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.
С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Целью этих игр было формирование таких качеств как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность. Это были игры:
Игра «Узнай по голосу»
Дети становились в круг, в его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные, затем останавливались и говорили:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!
Воспитатель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: «Узнай, кто я!» Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.
Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей. 2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок, – угадай, чей голосок?» Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Мы организовали также малоподвижные игры с целью формирования таких качеств как организованность, внимание, выдержка:
Игра «Не ошибись»
На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг. Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например: «Мельница». Одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.
Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.
Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали рубку дров. .Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание. Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.
Во время занятий физической культуры использовались подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди», в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»).
Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами физических играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента был использован комплекс методов и приёмов по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, основным звеном которого являются физические упражнения.
II.3. Анализ полученных результатов работы
В рамках контрольного этапа мы провели аналогичную диагностику и составили таблицу с критериями развития волевых качеств у дошкольников.
Количественные данные, характеризующие уровень развития волевых качеств у детей на контрольном этапе исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели развития волевых качеств
Уровни Этапы Динамика
Констатирующий Контрольный
Низкий 35% 25% 10%
Средний 50% 60% 10%
Высокий 15% 15% 0%
Анализируя таблицу 4, мы видим, что высокий уровень развития волевых качеств на контрольном этапе остался прежним. Прогресс в достижении высокого уровня развития волевых качеств составляет 0%. Низкий уровень развития волевых качеств на контрольном этапе снизился по сравнению с констатирующим этапом с 35% до 25%. Достигнутый прогресс в снижении низкого уровня развития волевых качеств составляет 10%. Среднее значение показателя положительной динамики в развитии волевых качеств у детей составляет 3,3%.
Как видно из результатов исследования, динамика роста развития волевых качеств у детей очевидна.
В результате проведенной работы у детей повысился уровень развития таких волевых качеств, как упорство и целеустремленность.
Дети научились владеть подчинением своего поведения определенной цели, проявлять силу воли для достижения цели. Дошкольники стали проявлять такое волевое качество как упорство.
Таким образом, можно сделать вывод: эффективность развития волевых качеств старших дошкольников может быть обеспечена, если:
- учитывать возрастные особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста;
- использовать подвижные игры в различных видах деятельности детей, способствующие развитию их волевых качеств.
Наша исследовательская работа показала, что у детей уровень развития волевых качеств повысился. Однако, работу по развития волевых качеств надо продолжать.