МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств для старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде

Наталья Силачева
Формирование нравственных качеств для старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование нравственных качеств старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач формирования личности.

Публикация «Формирование нравственных качеств для старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде» размещена в разделах

Эту задачу можно решить с помощью, в том числе, системы правильно организованной трудовой деятельности, которая будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умения договариваться и работать коллективно.

Проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, относится к числу таких, которые никогда не устареют, будут всегда иметь особый смысл и актуальность.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Так, сделанная руками ребенка игрушка долго может напоминать о затраченных усилиях, выращенное растение наглядно свидетельствует о результатах труда. А на протертые полки, стеллажи или выстиранное кукольное белье дети могут и не обратить внимания.

Нередко результат хозяйственно-бытового труда наглядно ощутим лишь непродолжительное время: накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. Результата, как такового, в виде какой-либо вещи нет.

С другой стороны, хозяйственно-бытовой труд постоянно необходим : кто-то должен обязательно накрыть на стол, подготовить все к занятию, привести в порядок кукольное хозяйство.

Но не только в этом его значение. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду создаются оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Главная задача трудового воспитания — формирование позитивного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение предполагаемого результата труда. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут это сделать наиболее успешно, когда достигают материального результата. Для данной возрастной группы взрослый ставит отдаленные цели. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок даже пятого года жизни сам ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Так, привыкнув ежедневно приводить в порядок игрушки в игровом уголке групповой комнаты, дети легко договариваются друг с другом о том, кто и что будет делать, в какой последовательности. На вопрос о том, что они будут делать, прежде чем пойдут на прогулку, дети пяти лет уверенно отвечают: «Будем игрушки убирать. Строительный материал положим на полки, мозаику уложим, кукол хорошо посадим, а потом можно гулять». Все, что назвали дети, было ими выполнено.

Мотивы могут быть самыми разнообразными: получить от взрослых положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым принести пользу другим (общественный мотив) и др. Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок может их сформулировать.

Дети младшего возраста не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, отмечают этапы, но не способы исполнения. Предварительное планирование деятельности чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5-7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно.

Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него очень важна. В 5-7 лет у детей уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?

Систематическое включение каждого ребенка в труд.

В практике дошкольных учреждений, нередко к участию в труде привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога. Это приводит к неравномерному формированию у детей трудовых навыков. Для того чтобы к участию в труде дети привлекались равномерно, воспитателю следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто и какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает на ходу, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

Учет нагрузки на ребенка.

Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет собой труда взрослых. Дети включаются в эту деятельность только в той мере, которая посильна для них.

Педагог оценивает результат труда дошкольников не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде : насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности.

Подбор оборудования для труда.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Необходимо продумать расположение всего инвентаря. Важно чтобы ему было отведено определенное место. В группе оборудование для хозяйственно-бытового труда размещено в уголке природы: несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на стол перед стиркой, мыло в мыльницах, маленькие ведерки для складывания выстиранного белья, сушилка для его развешивания, небольшие полотенца, которыми дети смогут протереть тазики после стирки, и тряпочки для протирания столов и фартуков. Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью : чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель — аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид. Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое место».

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда тщательно продумываются его организация и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Трудовая деятельность детей организуется в трёх основных формах : в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Это наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам. Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника и т. д. Такой вид трудовой деятельности создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

В ходе совместного труда целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число групп не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности. Состав детей в группах может быть постоянным. Комплектуя группу, воспитатель объединяет в один коллектив детей с разными умениями, учитывая их личные симпатии, желания. На организации коллективного труда хотелось бы остановиться подробнее на примере организации стирки кукольного белья.

Мотивацией к трудовой деятельности у нас послужило полученное письмо с просьбой о помощи. Целью нашего труда было выстирать одежду для кукол. Планирование деятельности мы провели в форме дидактической игры «Что сначала, что потом». Воспитанники разложили, приготовленные карточки с изображениями видов деятельности в определённой последовательности.

Мы разделили обязанности между детьми следующим образом: девочки сняли с кукол грязную одежду, а мальчики тем временем подготовили рабочее место. Прежде чем начать работу мы с ребятами вспомнили правила работы с водой (воду не разбрызгиваем, стираем аккуратно над тазиком) и правила стирки белья (сначала стираем белое бельё затем цветное). В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, даёт указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Просит, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, стирает вместе с детьми, напоминая как это нужно делать правильно. После окончания стирки наводим порядок на столах, протираем тазики, убираем все материалы и оборудование на место. Когда постиранные вещи высохли, мы отнесли их в прачечную погладить.

Результатом нашего труда стала чистая и отглаженная одежда, в которую дети нарядили кукол. По окончании работ мы с детьми провели обсуждение её результатов и отметили, что, работая вместе и дружно дети сделали большое дело. Всё обсуждение заняло 3-4 минуты, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности.

В ходе осуществления нами трудовой деятельности были решены следующие задачи:

1. Закреплять умение доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу, распределять обязанности между собой.

2. Закреплять навыки стирки белья: намыливать бельё мылом, полоскать в чистой воде, отжимать; работать последовательно - сначала стирать с мылом, потом полоскать в чистой тёплой воде, отжимать, развешивать бельё на верёвку, прикреплять прищепками бельё к верёвке.

3. Способствовать формированию у детей личностных качеств : положительное отношение к труду, трудолюбие, привычки к трудовому усилию, ответственности, бережливости, готовность принять участие в труде по необходимости, прикладывая волевые усилия, настойчивость; формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - работать дружно, оказывать помощь, давать советы, доброжелательно оценивать работу.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется во взаимодействии с семейным воспитанием. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Участие в хозяйственно бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, необходимо систематически знакомить их с содержанием и методами трудового воспитания детей с помощью памяток и информационных листов, показывать открытые занятия на родительских собраниях. Например, провести собрание на тему «Разрешите ребенку трудится» в сочетании с показом образовательной деятельности «Группа наша самая красивая» можно показать организацию коллективного труда детей, методы, используемые педагогом, так и место их собственного ребенка в общем труде, его умения, старательность, сравнить их с умениями других детей. После занятия, воспитатель даёт краткий его анализ, отмечая успехи и неудачи отдельных детей, знакомит родителей с задачами программы детского сада по трудовому воспитанию старших дошкольников, характеризует уровень трудовых навыков. На конкретных примерах воспитатель показывает, как недооценка родителями важности трудового воспитания приводит к формированию у детей нежелательных качеств : лени, иждивенческого отношения к окружающим и др.

На собрании выступили родители, которые рассказали об опыте трудового воспитания в семье. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка детского сада и семьи позволяют добиваться лучших результатов в формировании трудовой направленности у ребенка.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формирование нравственных качеств через дидактическую игру. Картотека дидактических игр Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова: «Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает.

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Формирование волевых и нравственных качеств у дошкольников посредством трудового воспитания Современные родители часто не знают, что в основе формирования волевых и нравственных качеств у детей лежат трудовые умения и навыки. Труд.

Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств ребенка посредством народной игрушки» Содержание: 1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО 2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания.

Формирование нравственных качеств старших дошкольников через работу семейного клуба В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Отчет по самообразованию «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста». Моя творческая работа состоит.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений Статья по теме «Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений на уроках внеклассного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств для старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 00:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств для старших дошкольников в коллективном хозяйственно-бытовом труде» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Силачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД