Стамикова Зоя Васильевна
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие физических качеств дошкольников в подвижных играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
на тему:
«Развитие физических качеств дошкольников
Цель: теоретическая: раскрыть особенности применения подвижных игр в двигательной активности;
практическая: организация двигательной деятельности в детском саду через систему закаливающих и физкультурных мероприятий по методике Н. Н. Ефименко.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие физических качеств дошкольников в подвижных играх“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Формировать преставление педагогов о понятиях «двигательная активность», «подвижная игра».
2. Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса по методике Н. Н. Ефименко.
3. Применять на практике полученные знания и умения.
1. Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста».
2. Блиц-опрос для воспитателей «Физические качества личности».
3. Деловая игра для воспитателей «Организация двигательной деятельности в детском саду»
Ход семинара – практикума :
Консультация: «Подвижные игры в развитии физических качеств
детей дошкольного возраста»
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Двигательная активность и развитие речевой функции, теснейшим образом, связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём, по методике Н. Н. Ефименко. Именно, благодаря этому замечательному свойству, подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении. Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.
Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний. Серьёзными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции.
Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей.
Замечательный педагог Н. К. Крупская придавала большое значение играм в дошкольном возрасте как средству, способствующему познанию окружающего мира, воспитанию организаторских способностей, инициативы, дисциплины, умения владеть собой, преодолевать трудности. И это очень важно, «в подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность, развивается фантазия, инициатива и увлечённость, умение осуществлять творческий замысел практически». В подвижных играх с элементами соревнования, как и в спорте, формируется выдержка, самообладание, правильное реагирование на неудачу. Всё это нужно человеку в его будущей жизни. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка.
Чем ребёнок здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, его возможности, тем больший объём эмоциональной и физической нагрузки в играх ему нужно давать : эстафеты, командные игры. Чем ребёнок слабее, чем ниже его уровень психофизических возможностей, тем подход к нему должен быть более индивидуальным, щадящим, со страховкой. Безусловно, в любом случае учитывается возраст ребёнка, не только паспортный, но и «истинный», определяемый по уровню его психофизических и эмоциональных возможностей.
«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребенка, формирование здоровья.
При подборе игр учитывается предшествующая непосредственно образовательная деятельность.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.
Методика проведения подвижных игр.
Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.
Подготовка к проведению игры.
Выбор подвижной игры зависит : от педагогических задач; подбора игрового материала, который определяет многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры.
«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей». М. Я. Студеникин.
Блиц-опрос для воспитателей : «Физические качества личности»
1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость).
2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной поверхности (равновесие).
3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрота).
4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности как можно дольше (выносливость).
5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила).
6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).
7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер).
8. Ребёнок быстро поднимается вверх по гимнастической стенке, не пропуская реек, опускается медленно, останавливается, приставляя ногу (умение).
Практическая часть: «Организация двигательной деятельности в детском саду»
Название команды №1___
Вопросы для команды № 1
1. Что входит в самостоятельную двигательную деятельность? (2 мин).
Ответ: организация детьми подвижных игр, физических упражнений, игр- эстафет.
2. Какие условия необходимы для проведения организованной деятельности? (2 мин.)
Ответ: наличие пособий, оборудование.
3. Какие приёмы организации и руководства вы используете для самостоятельной двигательной деятельности (2 мин.)
Ответ: создание благоприятной обстановки для физических упражнений, поощрение двигательного творчества (сочинение новых комбинаций, поддержание интереса к самостоятельной организации подвижных игр, организаторские способности.
4. Привести тексты физкультминуток (2 мин.).
5. Провести физкультминутку со своей командой.
6. Перечислите виды ходьбы, изучаемые в ДОУ.
7. Чем отличаются команды от распоряжений.
Ответ: команда произносится четко и делится на предварительную и исполнительную часть. Распоряжение — просьба. (1 мин.).
8. Докажите, что такие упражнения трудны или нежелательны по каким-то причинам для детей дошкольного возраста :
• прыжки вниз с большой высоты (может быть сотрясение, вывих голеностопного сустава, травма внутренних органов);
• длительное сидение на корточках (сдавливание кровеносных сосудов, если очень долго — отмирание конечностей).
9. Педагогическая задача:
Определить: умение это или навык. Почему? Ребёнок быстро поднимается вверх, по гимнастической стенке, не пропуская
реек, опускается медленно, останавливается, приставляя ногу. (1 мин.) Ответ: умение.
10. Составить график организованной двигательной деятельности на день в подготовительной группе (3 мин.)
11. Педагогическая задача:
• Воспитатель старшей группы на утренней гимнастике все упражнения выполняла вместе с детьми от начала до конца. Правильно ли поступила воспитатель? Как нужно было сделать? (1 мин.)
Ответ: напоминать последовательность упражнений.
12. Составить игру-эстафету с имеющимся физкультурным инвентарем и провести ее с 2-мя командами. (3 мин.).
13. Составить конкретный план деятельности детей на дневной прогулке (3 мин.) - подготовительная группа
14. Педагогическая задача:
• Какой дидактический принцип нарушен?
«На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребёнка прыжкам через короткую скакалку. Ребёнок перекладывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет, малыш сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит»
Ответ: обучение прыжкам через короткую скакалку начинается со второй половины года в средней группе.
15. Назвать народную игру, приемлемую для старших дошкольников, её цель, содержание, основные виды движения. Поиграть.
Очко получает команда первая, давшая правильный ответ.
Жюри подводит итоги
Название команды №2___
Вопросы для команды № 2
1. Что входит в организованную двигательную деятельность? (2 мин)
Ответ: Непосредственно образовательная деятельность, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, спортивный досуг, праздники.
2. Какие условия нужны для самостоятельной двигательной активности?
Ответ: наличие пособий, систематическое обновление и расположение их. (2 мин.)
3. Какие приемы организации и руководства вы используете для самостоятельной двигательной деятельности? (2 мин.)
4. Привести тексты физкультминуток (2 мин.).
5. Провести физкультминутку со своей командой.
6. Перечислите виды бега, изучаемые в ДОУ
7. Как перестроиться из шеренги в 1, 2, 3 круга
Ответ: перестроение в 1, 2, 3 шеренги и соединение в круги
8. Доказать, что такие упражнения трудны и нежелательны по каким-то причинам для детей дошкольного возраста. (1 мин.) :
• Метание только одной рукой
Ответ: неравномерное развитие правой и левой части туловища.
• Катание на санках младшим ребёнком старшего.
Ответ: только младший + младший.
9. Определить умение это или навык. Почему? (1 мин)
«Ребёнок долго примеривается перед тем, как перепрыгнуть через ручей, затем сильно взмахнув руками, перепрыгивает, приземляясь перекатом с пятки на всю ступню».
Ответ: умение — приземление перекатом с пятки на носок, взмах руками вверх и одновременное выпрыгивание.
10. Составить график организованной двигательной деятельности на день в средней группе. Рассказать (3 мин.)
11. Педагогическая задача. (1 мин.)
«На утренней гимнастике в младшей группе воспитатель проводила упражнения с гимнастическими палками. Перед выполнением каждого упражнения она объясняла и показывала его. С заданием дети справились плохо. После гимнастики были сильно возбуждены». Как психологически обосновать состояние детей? Почему дети плохо справились с заданием?
Ответ: гимнастические палки в младшей группе не даются. На гимнастику выносится знакомый комплекс, объяснять не нужно.
12. Составить игру-эстафету с имеющимся инвентарем и провести ее с двумя командами.
13. Составить конкретный план деятельности детей на дневной прогулке (3 мин.) - средняя группа.
14. Педагогическая задача. (1 мин.)
Какой дидактический принцип нарушен?
«На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребёнка прыжкам через короткую скакалку. Ребёнок перекладывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет, малыш сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит».
Ответ: обучение прыжкам через короткую скакалку начинается со второй половины года в средней группе. Нарушен принцип постепенности увеличения нагрузки, от простого к сложному.
15. Назвать народную игру, приемлемую для старших дошкольников, её цель, содержание, основные виды движения. Поиграть.
Жюри подводит итоги