Лаврова Кристина
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания : Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским. Особую значимость в педагогическом аспекте исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыкально-художественной деятельности на воспитание младших школьников имеют Э. Б. Абдуллин, Л. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, Л. В. Школяр и др.
Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры [9].
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм - это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.
Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками [8].
Очень много замечательных песен и музыкальных произведений остались нам от Советской эпохи. Все они некогда были популярны и широко известны в городах и селах нашей необъятной Родины. Некоторые из них и сегодня знают практически все, кто родился и вырос в нашей стране, а другие, наоборот, давно забыты за давностью лет.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознание ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Объект исследования – патриотическое воспитание.
Предмет исследования – патриотическое воспитание средствами музыки.
Цель – раскрыть сущность патриотического воспитания младших школьников средствами музыки.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
3. Исследовать основные аспекты воспитания патриотизма младших школьников средствами музыки.
Все вышеизложенное послужило основой выбора темы данного исследования. В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие формы взаимодействия воспитателя с семьей можно использовать с целью развития восприятия музыки у детей седьмого года
Предмет исследования: формы организации взаимодействия воспитателя с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.
Поставлена цель: выявление, теоретическое обоснование и опытная проверка форм организации взаимодействия воспитателя с семьей для развития восприятия музыки с дошкольниками седьмого года.
Была выдвинута гипотеза: работа воспитателя по взаимодействию с семьей с целью обеспечения эффективного развития музыкального восприятия у детей седьмого года будет эффективна при условиях:
использование разных совместных мероприятий педагогов, родителей и детей (музыкальных досугов, игр, развлечений, праздников и др, направленных на развитие восприятия музыки детей седьмого года;
создание музыкально-развивающей среды в группе детского сада и дома;
применение различных форм педагогического общения с родителями с целью их просвещения по вопросу музыкального воспитания детей седьмого года.
В ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить необходимые сотрудничества детского сада с семьей в музыкальном воспитании детей седьмого года.
2. Изучение особенностей работы по развитию восприятия музыки у детей седьмого года в ДОО.
3. Выявить условия в семье для развития восприятия музыки у детей седьмого года.
4. Выявить уровень развития восприятия музыки у детей седьмого года в МБОУ «Детского сада №103» г. Дзержинск.
5. Доказать эффективное использование воспитателем различных форм взаимодействия с родителями по музыкальному развитию детей седьмого года
6. Проанализировать эффективность опытно-практической работы. Формы сотрудничества педагогов и родителей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.
В педагогическом исследовании использованы методы: анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы, изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, диагностические методики, математические и графические методы, опытная работа.
Базой проведения исследования является подготовительная группа МБДОУ «Детский сад №103» г. Дзержинск.
Тип работы: опытно-практический.
Количество страниц: 50.
Планируемым результатом исследования является создание комплекса музыкальных упражнений для детей и родителей для восприятия музыки.
Выпускная квалификационная работа квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты духовно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музыки. Во второй главе представлен анализ работы воспитателя по духовно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы МБОУ «Детский сад № 103» г Дзержинск средствами музыки.