Лучший педагог года

Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки

Лаврова Кристина
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки

ВВЕДЕНИЕ

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки» размещена в разделах

Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания : Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским. Особую значимость в педагогическом аспекте исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыкально-художественной деятельности на воспитание младших школьников имеют Э. Б. Абдуллин, Л. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, Л. В. Школяр и др.

Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры [9].

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм - это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками [8].

Очень много замечательных песен и музыкальных произведений остались нам от Советской эпохи. Все они некогда были популярны и широко известны в городах и селах нашей необъятной Родины. Некоторые из них и сегодня знают практически все, кто родился и вырос в нашей стране, а другие, наоборот, давно забыты за давностью лет.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".

Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознание ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Объект исследования – патриотическое воспитание.

Предмет исследования – патриотическое воспитание средствами музыки.

Цель – раскрыть сущность патриотического воспитания младших школьников средствами музыки.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

2. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

3. Исследовать основные аспекты воспитания патриотизма младших школьников средствами музыки.

Все вышеизложенное послужило основой выбора темы данного исследования. В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие формы взаимодействия воспитателя с семьей можно использовать с целью развития восприятия музыки у детей седьмого года

Предмет исследования: формы организации взаимодействия воспитателя с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

Поставлена цель: выявление, теоретическое обоснование и опытная проверка форм организации взаимодействия воспитателя с семьей для развития восприятия музыки с дошкольниками седьмого года.

Была выдвинута гипотеза: работа воспитателя по взаимодействию с семьей с целью обеспечения эффективного развития музыкального восприятия у детей седьмого года будет эффективна при условиях:

использование разных совместных мероприятий педагогов, родителей и детей (музыкальных досугов, игр, развлечений, праздников и др, направленных на развитие восприятия музыки детей седьмого года;

создание музыкально-развивающей среды в группе детского сада и дома;

применение различных форм педагогического общения с родителями с целью их просвещения по вопросу музыкального воспитания детей седьмого года.

В ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить необходимые сотрудничества детского сада с семьей в музыкальном воспитании детей седьмого года.

2. Изучение особенностей работы по развитию восприятия музыки у детей седьмого года в ДОО.

3. Выявить условия в семье для развития восприятия музыки у детей седьмого года.

4. Выявить уровень развития восприятия музыки у детей седьмого года в МБОУ «Детского сада №103» г. Дзержинск.

5. Доказать эффективное использование воспитателем различных форм взаимодействия с родителями по музыкальному развитию детей седьмого года

6. Проанализировать эффективность опытно-практической работы. Формы сотрудничества педагогов и родителей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

В педагогическом исследовании использованы методы: анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы, изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, диагностические методики, математические и графические методы, опытная работа.

Базой проведения исследования является подготовительная группа МБДОУ «Детский сад №103» г. Дзержинск.

Тип работы: опытно-практический.

Количество страниц: 50.

Планируемым результатом исследования является создание комплекса музыкальных упражнений для детей и родителей для восприятия музыки.

Выпускная квалификационная работа квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты духовно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музыки. Во второй главе представлен анализ работы воспитателя по духовно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы МБОУ «Детский сад № 103» г Дзержинск средствами музыки.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 00:53
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки» (включая файлы) размещена пользователем Лаврова Кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД