Светлана Клабукова
Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через анализ музыкальных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена основным направлениям формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Рассматриваются основные направления, этапы, методы и приёмы работы учителя музыки в ходе применения музыкальных произведений.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через анализ музыкальных произведений» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Литературная деятельность
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: духовно-нравственное, искусство, младший школьник, учащиеся, урок музыки, произведение, методические рекомендации, этапы, методы.
«Умение слушать и понимать музыку – один из признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
В. А. Сухомлинский
Важной социальной и педагогической задачей является нравственное воспитание школьника. Исторический прогресс культурной просвещённости оценивается уровнем духовно-нравственного развития общества.
К сожалению, в современном социуме есть множество неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на подрастающее поколение. Различные средства массовой информации и атмосфера, окружающая ребёнка, оказывают отрицательное влияние, принуждая школьников самостоятельно выбирать между негативным или положительным образом жизни. Современная школа должна предложить обществу пути решения этих проблем.
Музыкальное искусство – один из эффективных методов одухотворения школьников, способствующих воспитанию нравственно–эстетических чувств, формированию личности, уверенности и душевных потребностей ребенка. Музыка – язык чувств, переживаний, эмоций. На формирование личности, мировоззрения и мироощущения школьников их поступки влияет музыка. «Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.»[2]
Младший школьный возраст – это специфический возраст. Дети в этом возрасте жизнерадостны, любознательны, чувствительны, эмоционально играют и фантазируют, с интересом познают окружающий мир, наблюдается упорная динамика, заинтересованность к отвлечённым абстрактным предметам.
Именно в этот период развития ребёнка и следует создать условия для развития способности слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов, как гармоничное целое. Осознание в этом возрасте красоты данного искусства перетекает в потребность постоянного эмоционального восприятия в более старшем возрасте, и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Именно в младшем возрасте и закладывается основной фундамент формирования музыкальной и духовной культуры личности.
Цель: Создание условий для развития и формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников через анализ музыкальных произведений на уроках музыки в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
• ознакомиться с литературой, источниками информации сети Интернет по данной тематике;
• изучить прогрессивный педагогический опыт по данной теме;
• развивать мышление, память, музыкальный слух, кругозор и словарный запас учащихся;
• формировать приемы деятельности и творческие способности на уроке;
• приобщать к высокому искусству классической музыки;
• развивать навыки анализа музыкального произведения.
Развитие навыка анализа музыкального произведения является наиболее сложной комплексной задачей. Опираясь на приобретенные знания, учащийся должен внимательно прослушать музыкальное произведение, проанализировать музыкальный язык, форму, образный строй, по возможности вынести объективное суждение о содержании.
Решение данной задачи требует целенаправленной подготовки с первого года изучения музыкальной литературы.
Методические рекомендации по анализу музыкального произведения.
Первый этап (1-2 классы) – художественное выражение музыкального образа (рисование).
На развитие эмоционального восприятия музыкального произведения детьми младшего школьного возраста благотворно влияет цветомузыкальное восприятие.
Музыка – это искусство, которое мы не можем увидеть. Воспринимая её на слух, и создавая в своём сознании собственный мир, наполненный яркими идеями, чувствами, красками, появляется желание воплотить художественный образ на бумаге.
«Цвет-настроение» – прием художественно-музыкального творчества, позволяющий младшим школьникам через палитру цветов передавать соответствующее настроение музыки, её темперамент.
Через музыку и рисование детям можно передать понятия доброты, отзывчивости, сопереживания, чувство прекрасного. Музыка, выраженная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Второй этап (2-3 классы) – задания по развитию речи, подбор художественных иллюстраций к музыкальному произведению и расширению словарного запаса.
В настоящее время пропал интерес к чтению, дети часто не могут четко сформулировать свои мысли, им довольно трудно пересказать текст, определить характер и настроение данного музыкального фрагмента.
Для восполнения этого пробела на начальном этапе благоприятным является задание на подбор синонимов к характеристике того или иного музыкального образа. Ценность этого задания состоит в коллективном творчестве.
В таблице приведены примеры нескольких слов, часто употребляемых в определении характера музыки.
веселый грустный быстро медленно
радостный печальный стремительно размеренно
светлый унылый скоро неспешно
шутливый пасмурный торопливо неторопливо
озорной безысходный стремглав лениво
праздничный тоскливый суетливо растянуто
искрящийся сумрачный молниеносно вяло
искрометный темный бегло протяжно
С филологической точки зрения не все синонимы семантически точны, но использовать их вполне возможно для определения характера музыки. Обязательное условие: использовать полный словарный запас. Чем больше синонимов подберут дети, тем больше антонимов возникнет само собой, а эти противоположности тоже очень важны как шаг к развитию речи и мышления.
Так как музыка и живопись взаимодействуют друг с другом, подбор художественных иллюстраций к музыкальному произведению очень интересен для младших школьников. «Увидеть» музыку или услышать «картину» – формирует у детей полное представление мира. Важно сформировать у детей серьезное отношение к выполнению данного задания, т. к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
Третий этап (3-4 класс) - определение характера музыки, подбор художественной литературы (сказки, стихотворения, поэмы).
Использование художественной литературы на уроках музыки активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении. Творческие задания включают субъектный опыт ребенка, его собственно-личностные функции.
Четвертый этап (4 класс) – изучение элементов музыкальной речи.
Это этап начала музыковедения. Учащиеся постепенно привыкают пользоваться терминологией. Это не вызывает затруднений, так как все значения данных средств выразительности были изучены ранее на уроках «Музыка» в начальных классах. Важно определить на слух, и правильно рассказать об услышанном: метр, ритм, темп, тембр, регистр, динамика.
«Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Именно посредствам искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, происходит восстановление связи между поколениями.»[1]
Для полноценного усваивания музыкального восприятия, педагогу очень важно соблюдать основные принципы и приёмы подачи музыкального материала школьникам, это: постепенность, систематичность, эмоциональная раскрытость педагога (выражение восхищения музыкой, занимательная и игровая форма освоения музыкальных знаний.
Профессионализм педагога выражается в увлечённости школьников музыкальным искусством, в формировании их чувственности и сопереживании, быть с ними в психологическом взаимопонимании.
Знакомясь и анализируя с музыкальными произведениями на моих уроках, школьники научились :
• передавать настроение, характер музыки, цветовой гаммой, соответсвующей темпераменту его музыкального образа.
• самостоятельно подбирать синонимы и выбирать иллюстрации к определению характеристики музыкального образа.
Составили собственные индивидуальные таблицы «Синонимы для характеристики музыкального образа»
• стараются определять характер музыкального произведения, сопоставляя с отдельными произведениями художественной литературы (сказки, стихотворения, поэмы).
• без затруднений, на слух, определять различные средства музыкальной выразительности, форму, описание эмоционального переживания музыкального образа.
Таким образом, умение внимательно, сосредоточенно воспринимать музыку, анализируя и определяя в услышанном знакомые средства выразительности, оформление и воодушевление музыкального произведения формируют увлечённость и интерес к классической музыке, потребность неоднократно слушать и слышать её звучание, тем самым развивая духовно-нравственные качества личности школьников.
Библиографический список
1. Галянт. И. Г. Интегрированное художественно-творческое воспитание дошкольников, Учебно-методическое пособие Текст / И. Г. Галянт. – Челябинск гос. пед. ун-та 2012.-136 стр. 7 стр
2. Н. Метлов. Музыка – детям. 6 страница Год: 1985-144 стр. Издательство: Просвещение
3. Интернет-ресурс: https://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part20-191.php Виды музыкальной деятельности. Восприятие музыки
4. Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/rol-muzyki-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-shk.html Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников
5. Интернет-ресурс: https://muzcolor.narod.ru/Lekcii.html Искусство взаимодействия музыки и живописи.