Татьяна Рыженкова
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношения с другими составляет основную часть человеческой жизни, являясь центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяя нравственную ценность человека.
Опыт первых отношений можно назвать фундаментом, основой для дальнейшего полноценного развития личности дошкольника, и во многом определяет особенности самосознания и саморазвития человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствие в обществе.
Публикация «Формирование доброжелательных отношений у дошкольников» размещена в разделах
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.
Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.
В этой связи чрезвычайно важно понять специфику детских отношений в дошкольных группах малокомплектного детского сада и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению просоциальных форм поведения детей.
Изучая усвоение детьми нравственных правил в процесс становления позитивных взаимоотношений, ряд авторов отмечают изменения, происходящие в мотивационной сфере дошкольников : в процессе социального развития ребенка формируется соподчинение мотивов и усложняется их содержание; деятельность и взаимоотношения детей начинают регулироваться доминирующими мотивами. Вместе с тем многие важные моменты, определявшие мотивацию поведения, остается неизученными. Прежде всего, это относится к исследование мотивов, побуждающих детей к общению в стимулирующих положительные поступки по отношению к сверстникам.
Согласно ФГОС ДО, уже трем-четырем годам ребенок должен уметь проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, откликается на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Для удовлетворения этих требований в каждой комплексной программе выделяется раздел по социально-личностному развитию ребенка, который включает в себя формирование дружественных отношений и гуманных чувств по отношению к сверстникам, ко взрослым, а также разрабатываются парциальные программы по формированию этих качеств у детей.
Цель программы «Детство» ( авторы:В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) - обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.
В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).