Богданова Анна
Формирование доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста в игровых ситуациях
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию могут не возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Мало рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Пассивное воспитание примером не создаст у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства и желание взаимодействовать с другими надо пробуждать.
Публикация «Формирование доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста в игровых ситуациях» размещена в разделах
Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Это важно, так как в дошкольном возрасте сверстник приобретает по настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка, создаются благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками, развиваются и усложняются игры, взаимодействия становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов. Важным фактором этих взаимоотношений является не столько дележ игрушек, сколько умение играть, а фактором положительных взаимоотношений – способность уступать партнеру и согласовывать с ним ход игры, выполнять правила, знать права и обязанности, уважать право и выбор партнера, воспитывать чувство ответственности.
При формировании и укреплении доброжелательности детей значительная роль отводится игре. Известный польский педагог Януш Корчак подметил: «Если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии,что впитывает в себя и что сам способен дать…». Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть. Кроме того, никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра, так как она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, имеет множество разновидностей, выполняет коммуникативную и социокультурную функции. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми, воспитать определенные коммуникативные и социальные качества.
Игровая обучающая ситуация – это полноценная, специально организованная совместная деятельность. Её характеризует наличие:
- короткого и несложного сюжета, построенного на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- необходимых игрушек, атрибутов, специально организованного пространства и предметной среды;
- дидактической цели, воспитательной задачи, которым подчинены все компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
- руководящей роли взрослого: воспитатель объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя, исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели. Все игровые ситуации требуют от воспитателя серьезной подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль, создания активной позиции ребенка в совместной деятельности.
Виды игровых обучающих ситуаций :
1. Ситуации – иллюстрации. В них педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, обыгрываются образцы социально-приемлемого поведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Например, рассматривание и обсуждение с детьми иллюстраций на тему «Что такое хорошо, что такое плохо» способствует воспитанию у детей отрицательного отношения к плохим поступкам, которое они будут проявлять и в жизни при оценке действий окружающих.
2. Ситуации – имитации. Это могут быть имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Например, чтение и проигрывание с детьми сказки «Три медведя» помогает не только развивать речь, но и понять эмоциональное состояние героев, определить их положительные, отрицательные качества и поступки, что способствует нравственному воспитанию детей. Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
3. Ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Например, игра «Доктор» помогает воспитывать в детях внимательное отношение друг к другу, умение сопереживать, желание помогать, что способствует построению доброжелательных отношений между детьми.
4. Ситуации-проблемы (партнерского взаимодействия, в которых взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков.
Например, игра «Помоги зайчику собраться в поход» формирует эмоциональное отношение к воображаемому объекту, воспитывает добрые чувства.
5. Ситуации-оценки, которые содержат оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
Например, ситуация «Дети рисуют» : у Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
Типы игровых обучающих ситуаций :
Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания. В данном случае широко известен настольный театр, который могут организовывать и сами дети. Обсуждение и оценка поступков героев и действий детей при демонстрации сказки способствует нравственному воспитанию, учит действовать сообща, дружно.
Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением.
Например, можно использовать игрушечного котика, которого обидели, и теперь он сильно грустит. Детям предлагается рассказать ему, какой он красивый, хороший.
Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Преимущество игр-путешествий заключается в том, что они могут содержать в себе целый ряд игровых ситуаций различной направленности.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи:
Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, диалогической речи детей;
Развитие воображения, умения видеть сюжет и следовать ему;
Проявление творческих способностей детей, умения выполнять определенную роль;
Развитие произвольности, умения согласовывать свои действия с другими участниками, следовать правилам;
Создание условий для установления эмоциональных личностных контактов между детьми, появления желания узнать друг друга, проявления интереса к сверстникам и их эмоциональным состояниям, сближения детей;
Создание условий для формирования уважительного отношения к сверстникам, отзывчивости, сопереживания, готовности прийти на помощь, доброжелательности.
Таким образом, игровые ситуации открывают широкие возможности педагогу дошкольного образования для формирования доброжелательности в младшем дошкольном возрасте, что является неотъемлемой частью социально-коммуникативного и духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубоких знаний детской психологии и индивидуальных особенностей детей, а также владения методикой организации и проведения игровых ситуаций различной направленности.