Гуленко Нина Ивановна
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Гуленко Нина Ивановна
старший воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад № 204 комбинированного вида»
Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, отягчённая или неблагополучная наследственность; недостаточная осведомленность в области здоровья, а также отсутствие приоритетности личностной ценности здоровья у большинства населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование возможностей метода проектов в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к ЗОЖ человека является важнейшей проблемой современности.
Приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Эта задача обусловлена социальным заказом на формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд психолого-педагогических особенностей в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Кроме того, именно в этот период для ребенка важен пример взрослого. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери и склонны к подражанию. Ребенок, видя пример поведения родителей, их взаимоотношений, здоровый образ жизни, который они ведут, строит свое поведение на основе подражания.
Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Ведь творчество должно быть обязательно взаимным. Совместное участие родителей и детей в праздниках, досугах и викторинах, посвященных физической культуре и здоровью - неотъемлемая часть созидания здоровья.
В педагогике выделяются различные технологии, способствующие формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Но особенное место среди них занимает метод проектов, поскольку метод проектов позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, присваивать опыт поведения.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Ценностное отношение к здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (ЗОЖ, выраженный в желании ребенка заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).
Именно метод проектов содержит для этого возможности :
ориентация на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях;
метод проектов предполагает решение проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки;
проявление ребенком в проектировочной деятельности своей самостоятельности, когда необходимо заявить свои собственные цели и согласовывать их с другими, заявить о своих трудностях и проанализировать их причины, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми, получить значимый результат.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии [1].
В процессе решения проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ через использование возможностей метода проектов в БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» была проведена диагностика, целью которой стало выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Работа велась в 2-х направлениях: с детьми и родителями.
Результаты показали, что уровень информированности о здоровье, факторах, влияющих на его состояние, у старших дошкольников в целом очень низкий. Имея представления о способах лечения (в основном медицинскими препаратами, дошкольники показали неполные представления о способах укрепления и сохранения здоровья. Также дети не осознают личной ответственности за свое здоровье.
Уровень ценностного отношения к здоровью в семье и у детей старшего дошкольного возраста находились на среднем и низком уровнях.
Для формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Быть здоровым – это здорово!».
Целью данного проекта явилось создание условий, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучать (диагностировать) личности детей старшего дошкольного возраста в аспекте сформированности ценностного отношения к ЗОЖ.
2. Проектировать воспитательный процесс с учетом формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
3. Включать родителей в процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
4. Использовать возможности среды дошкольного образовательного учреждения в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к ЗОЖ.
В процессе реализации программы наметилось выполнение следующих педагогических условий:
включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);
широкое применение методов эмоционального воздействия.
Программа реализации проекта «Быть здоровым – это здорово!» была рассчитана на 10 месяцев и предполагала работу в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, изменение среды.
Проект «Быть здоровым – это здорово!» представляет собой совокупность девяти подпроектов : «Движение – это здоровье», «Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны», «Про витамины и здоровье», «Олимпийцы среди нас», «Верные помощники», «Семейный отдых», «Хорошее настроение – залог здоровья», «Здоровье и зубы». Работа по каждому из подпроектов планировалась и реализовывалась в течение месяца.
В работе с детьми решались следующие задачи: учить управлять собственным здоровьем, овладевать способами оздоровления; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать потребность в движениях; формировать чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений; формировать потребность в здоровом образе жизни; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; развитие коммуникативных способностей.
Работа внутри проектов предполагала использование следующих методов, приемов, форм : интеграция различных видов деятельности, театрализованные представления, спортивные праздники, досуги, беседы, игры.
В работе с родителями решались следующие задачи: повышать компетентности родителей в вопросах формирования ценностного отношения к ЗОЖ, ценности своего здоровья и здоровья детей; заинтересовать в поиске новых подходов к физическому воспитанию и формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Использовались такие формы работы : как родительские собрания, круглые столы, педсоветы с участием родителей, консультации, семинары – практикумы, творческие гостиные, совместные спортивные праздники.
Изменяя среду, решали такие задачи: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; обогащение физкультурно-оздоровительной среды, организация условий для проведения профилактических процедур.
Вместе с родителями созданы в группах уголки здоровья, в спортивных центрах подобран спортивный инвентарь для индивидуального применения детьми, картотеки физминуток, пальчиковых игр, альбомы по видам спорта.
Для родителей постоянно обновляются стенды, папки-передвижки с материалами об особенностях физического развития детей, рекомендациями по профилактике заболеваний, советы по организации физкультурно-оздоровительной среды в семье, по формированию ценностного отношения к ЗОЖ, об эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста, размещаются рекомендации психологов.
С целью анализа результативности реализации проекта «Быть здоровым – это здорово!» была проведена повторная диагностика.
Анализ результатов показал, что у большинства детей (50 %) изменилось ценностное отношение к здоровью.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у детей старшей группы после реализации проекта повысился уровень сформированности ценностного отношения к ЗОЖ. Так высокий уровень детей в формировании ценностного отношения к ЗОЖ повысился на 15 %, средний уровень повысился на 15 %, а низкий уровень снизился до 20 %.
В ходе повторного исследования получены следующие результаты: высокий уровень ЗОЖ в семье показали 6 родителей - 30 % (5 родителей - 25 %); средний уровень – 9 родителей - 45 % (9 родителей - 45 %); низкий уровень – 5 родителей - 25 % (6 родителей (30 %).
У родителей появилась заинтересованность в получении знаний о приобщении ребенка к здоровому образу жизни в семье, в оказании ДОУ помощи по оснащению развивающей среды современным физкультурным оборудованием.
Таким образом, можно утверждать, что возможности метода проектов действительно способствуют формированию ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, если:
• обеспечивается включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
• используются активные методы обучения (мозгового штурма – для родителей, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр);
• широко применяются методы эмоционального воздействия;
• изменяется информационный, социальный, технологический компоненты развивающей среды ДОУ в аспекте формирования ценностного отношения к ЗОЖ.
Список литературы
1. Боровлева, А. В. Проективный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006. - № 7. – С. 76 – 80.
2. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. - М. : Медицина, 2004. - 128с.
3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288с.
4. Фрумина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н. А. Фрумина // Управление ДОУ. - 2004. - № 1. - С. 75 – 79.