елена осипенко
Формирование ценностей и традиций коллектива детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация В статье рассматривается вопрос о формировании коллективных отношений с опорой на индивидуальные особенности личности ребёнка с ОВЗ. Показан опыт работы в системе дополнительного образования по созданию творческого коллектива средствами ДПИ, народными традициями.
Каждый из нас – индивидуальность, мы отличаемся друг от друга цветом глаз, внешними данными, характером, состоянием здоровья… Поэтому и адаптация к новым условиям жизни у каждого из нас происходит по-разному.
Публикация «Формирование ценностей и традиций коллектива детей с ОВЗ» размещена в разделах
Процесс вхождения в новую среду, новые коллективные взаимоотношения, достаточно сложен, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новый педагог, новое помещение, новые требования, новые знания.
Поэтому на первом этапе взаимодействия приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ становится приобщение детей к традициям коллектива, в котором они находятся. Основной деятельностью руководителя объединения является сплочение ученического коллектива : «как воспитывать всех вместе и каждого в отдельности».
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе и в учреждениях дополнительного образования. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность. Особенно это касается детей с ОВЗ, так как эти дети особенно нуждаются во внимании педагога.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Огромную роль в создании и сплочении коллектива объединения играет педагог – руководитель объединения. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.
Система традиций возникает не сама по себе, а формируется в целенаправленно организуемых разнообразных видах деятельности детского коллектива. Любой вид деятельности потенциально может стать источником возникновения той или иной традиции.
Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции и сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы педагога дополнительного образования.
Остановимся на наиболее важных традициях.
Знакомство друг с другом в данном коллективе. Когда ребята приходят в объединение впервые, садятся за круглый стол, рассказывают: как их зовут, сколько им лет, что они любят делать, немного о близких. Так происходит первая встреча и знакомство детей между собой и с педагогом.
Выезд на городские выставки ДПИ и участие в мастер-классах, проводимых для детей на городских выставках ДПИ. Приобщение к декоративному искусству позволит учащимся осмыслить уникальность искусства родного края, понять его специфику. «Закон об образовании Российской Федерации» ориентирует на активное внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства, что будет способствовать совершенствованию художественного образования детей и молодежи. Осенью проводится конкурс экологического дизайна по ДПИ и выставка работ из природного материала. А весной проходит конкурс и выставка работ по ДПИ в разных техниках. Так ребята, только начав работать в этой области, могут приобщиться и вдохновиться работами на выставке. А также попробовать сделать какую-нибудь подделку своими руками, освоить новую технику ее изготовления на мастер-классах. К сожалению, провести педагог на выставку может небольшое количество детей - 6 человек. А также некоторым детям с ОВЗ с болезнями опорно-двигательного аппарата, трудно передвигаться на дальние расстояния в общественном транспорте, но сфотографировать работы и показать презентацию, обсудить с ребятами в классе возможно. В этих конкурсах можно также поучаствовать некоторым из детей, сделав какие-нибудь замечательные работы. Но дети должны изначально понимать уровень конкурса и какие работы в конкуренции.
Поздравление с днем рождения именинников, родившихся осенью, зимой, весной и летом. Сделать согласно времени года оформление. Например, в виде осенних листьев осенью, белых шаров зимой, весенних цветов весной и ягод летом. Провести чаепитие, пригласить родителей. Воспитанники будут думать о следующем дне рождения, как его лучше оформить, как поздравить именинников. Это очень сплачивает коллектив. Родителям показать наиболее удачные работы ребят, организовав небольшую выставку.
Сделать одну большую коллективную работу, чтобы каждый ребенок почувствовал себя звеном общей цепи. В совместной работе каждому ребенку в объединении найдется посильная работа. Здесь ребята научатся аккуратности друг у друга, наберутся опыта у «умельцев» и сами приобщатся к процессу создания работы. Ведь всегда в любом объединении дополнительного образования есть очень талантливые дети, а также те, у кого есть большое желание творить прекрасное, но пока не все получается. И задача педагога не дать «спугнуть» это желание. Формировать и сплачивать коллектив можно только сообща. Проникнувшись общим настроением, дети учатся уважать мнение товарища, прислушиваться к нему, сотрудничать друг с другом. Потом эта работа будет предметом гордости: детей, педагога и конечно родителей. Эти традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
Мы живем в Сибири. Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушее, щедрость и почитание гостя. В декоративно-прикладном творчестве часто используются идеи изготовления домовят, куколок-оберегов из ткани. Считалось, что домовые охраняют дом, а куколки-обереги охраняют самого хозяина. На занятиях нашего творческого объединения мы знакомимся с историей возникновения куклы в России как основную часть обрядов и традиций и изготовляем такие куклы-обереги: куклу-пеленашку, куклу-бессонницу, куклу-берестушку, куклу-бабочку, куклу-желанницу, куклу сватью-плясунью. Сделав куколок и домовят, можно поставить небольшую сказку в русском народном стиле, пригласить родителей, показать им постановку, а самые активные родители могут поучаствовать вместе с детьми.
Так же учащиеся объединения следуя традициям русского-народного творчества изготовляют персонажи из русских-народных сказок, таких как: «Теремок», «Репка», «Курочка-Ряба» и др. У нас по программе есть вязание кукол для пальчикового театра, а также мягкой игрушки. Дети потом могут играть пальчиковыми куклами, создавая свои постановки спектаклей. Рукоделье требует от ребенка долгой сосредоточенной работы сидя. Чтобы отвлечься, отдохнуть, хорошо устраивать такие перерывы с игрой. А также хорошо устраивать эти мероприятия с приглашением родителей на них. Это сплачивает и коллектив и детей с их родителями. Ведь любой родитель очень радуется, глядя на успехи своего ребенка и видя, как ребенок старается.