Юлия Коцюба
Комплекс внеурочных воспитательных мероприятий, направленных на формирование отдельных этических ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс внеурочных воспитательных мероприятий, направленных на формирование отдельных этических ценностей у детей младшего школьного возраста.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач этического воспитания.
Публикация «Комплекс внеурочных воспитательных мероприятий, направленных на формирование отдельных этических ценностей» размещена в разделах
Суть этического воспитания с точки зрения воспитательных мероприятий заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность как таковая, а совместная деятельность детей и классного руководителя по реализации вместе выработанных целей и задач по формированию этической культуры. Классный руководитель не передает готовые образцы поведения и общения, а вырабатывает их вместе с детьми.
Этическое воспитание с точки зрения событийного подхода заключается как в создании условий для ежедневного постижения детьми этических норм и правил, так и специально организованном разностороннем общении и взаимодействии детей. Это может быть праздник, турнир знатоков этикета, конкурс джентльменов, диспут, день добрых сюрпризов, театрализованное представление «Школа вежливости» и т. д. Содержание такого взаимодействия имеет выраженную этическую направленность, в нем заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.
Структура этического занятия должна ориентировать ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путем разнообразных методических форм, организуемых учителем: игры, анализа и разыгрывания ситуаций, деятельности, творчества.
Существует множество форм этического воспитания : этические диалоги, этические беседы, дискуссии, вечера размышлений на этические темы, игры с этическим содержанием. Можно организовывать театрализованные представления по разным темам.
Результативность этических бесед зависит от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений этики разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести — этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.
Тема мероприятия : «Дорога к доброте»
Цель мероприятия : «Воспитание ценностного отношения к доброте как первичному личностному качеству человека.
На данном мероприятии использовались различные сказочные герои, сказочные предметы, плакаты.
Описание: вначале мероприятия обучающимся задается вопрос: «Ребята, знаете ли вы, что такое доброта и нужно ли людям быть добрыми?». Потом перед детьми появляются сказочные ворота, войти в них можно только отгадав загадку. Далее ученикам задается вопрос: «Что же такое доброта и кто такой добрый человек?». Далее учитель проводит игру «Сказочный герой - добрый или злой?». Обучающимся демонстрируются картинки с изображениями положительных и отрицательных героев сказок. После проводится игра «Клубочек». Обучающимся дается клубок ниток, их задача рассказать о любом добром деле, которое они сделали в своей жизни.
В завершении мероприятия дети создали кроссворд добрых слов, в котором ключевым словом было слово-красота. Учитель вместе с детьми сделал вывод, что важнее в жизни иметь внутреннюю красоту-это доброта и совесть человека. Результатом мероприятия стало формирование представления о доброте и о том, что важным качеством в человеке является добро, а не внешняя красота.
Тема мероприятия «Нет друга - ищи, а нашел - береги»
Цель мероприятия : «формирование представлений о дружбе как основе этического воспитания человека».
Описание: Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья». Далее детям задаются вопросы, с помощью которых обучающиеся выходят на тему мероприятия. После идет разбор вопроса: «Что такое дружба?». Учитель предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы в виде самодельных пазл. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них. После разбора пословиц командам предлагаются вопросы из сказок. Далее учитель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на карточки. Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч.
По окончанию мероприятия дети сделали цветы с правилами дружбы, выделили основные качества, которые присущи друзьям.
Результатом мероприятия стало формирование первоначальных представлений о дружбе как основе этического воспитания и о том, кто такой друг и какими качествами он обладает.
Тема мероприятия : «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель мероприятия : «Формирование чётких представлений о хороших и плохих поступках»
Описание: Учитель читает отрывок из стихотворения:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо,
И что такое плохо?
После прочтения задается проблемный вопрос: «Все ли могут ответить на вопрос, который прозвучал в стихотворении?» Далее проводится словарная работа со словом «хорошо» и «плохо», подбирают синонимы к словам. Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло? Какие краски вы представили? Какое настроение у доброго человека, а какое у злого? Игра: «Хорошо и плохо». Задача учеников оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо.
В завершении дети разыграли сценку «Мальвина и Буратино».
Результатом данного мероприятия стало формирование представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
При работе с детьми трудностей не возникало, все активно участвовали в мероприятиях. На последнем мероприятии было проведено тестирование на выявление этических качеств у детей
Тема мероприятия : «Правила поведения в школе»
Цель мероприятия : «Закрепление знаний детей о правилах культурного поведения в школе»
Описание: Мероприятие начинается с ситуации, в которой снеговик нес письмо, в котором спрятаны правила поведения в школе, но он упал, и все слова в письме перепутались. Для того, чтобы понять о чём шла речь в письме нужно помочь снеговику ответит на вопросы, ответы будут текстом письма.
Детям предлагается разделиться на 2 группы с помощью жетонов.
1 задание- «Доскажи словечко». Нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово. Эта игра поможет найти первое правило поведения. Обучающиеся разгадывают первое правило.
2 задание- В конверте лежит стихотворение,которое нужно инсценировать и прочитать выразительно. Затем назвать неправильные поступки героев и вывести второе правило поведения
3 задание- В конверте лежат стихи, разрезанные на полоски. Нужно собрать стихотворение, почитать его выразительно и назвать следующее правило.
4 задание- В конверте нужно найти картинку. На ней изображены дети, нарушившие правила поведения в школе. Необходимо расскажите по картинке, что нарушили дети и назвать правило.
5 задание- Просмотреть видеоролик и назвать последнее правило.
6 задание- Учителем заранее заготовлены ватман, клей, фломастеры, изображения и правила поведения. Необходимо всем вместе создать экран «Правила поведения в школе».
Мероприятие заканчивается тем, что дети вместе с учителем создали экран «Правила поведения в школе», и повесили его в классный уголок.
Тема: «Истоки доброты»
Цель:Закрепление знаний у обучающихся об общечеловеческих ценностях
Описание: Мероприятие начиналось с ситуации, в которой нужно, дополнить пропущенные слова в пословицах. Дополнив пословицы, обучающиеся вышли на тему добра. Далее обучающиеся вместе с учителем отправляются в страну доброты, где их ждут различные задания.
Задание №1
Превратить слова в слова противоположные по смыслу (антонимы).
Задание №2
В ходе всего мероприятия дети строят дом доброты. Первый кирпичик -вежливые слова. Второй кирпичик- добрые слова. Третий кирпичик- добрые мысли.
Задание № 3
Ребятам нужно спасти засохшее дерево доброты. Необходимо на листочках дерева написать записать добрые дела и приклеить их к дереву. Также нужно положить кирпичик добрых дел.
Задание № 4
Будем делать хорошо и не будем плохо. На листках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера. Добавить в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
Задание № 5
Выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Задание № 6
Знают ли дети «волшебные» слова. В стране добра растут «волшебные» цветы с волшебными лепестками. Обучающимся нужно на лепестках написать «волшебные» слова.
Задание № 6
На заранее приготовленных пароходиках нужно написать свои имена и прикрепить пароходики к заранее приготовленному морю.
Описанные выше практические разработки раскрыли возможности применения различных форм, приемов и методов для этического воспитания у детей младшего школьного возраста во внеурочное время. Многообразие форм организации заданий сделали воспитательный процесс интересным и увлекательным.
В процессе проведенных мероприятий наблюдалась динамика детей совершенно с другой стороны. Оказывается, обучающиеся очень любят заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам, любят своих друзей и выделяют в них самые хорошие качества, активно участвуют в представлениях, разыгрываемых для них.
Все проведенные мероприятия способствуют этическому воспитанию детей, учат их быть добрыми, отзывчивыми, милосердными, дружелюбными.
Необходимо ежедневно вести беседы с детьми о том, что хорошо, а что плохо, обращать внимание на самые незначительные хорошие поступки, приводить им примеры из жизни о проявлении этики и порядочности других людей.