Светлана Полякова
«Наш Озерск». Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания и представления детей о родном городе.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
• Создавать условия для формирования представлений детей о родном городе Озёрске, его достопримечательностях.
• Формировать простейшие географические представления о городе Озерске.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать познавательную активность, связанную речь детей, умение делать выводы, умозаключения.
• Развивать способность к моделированию отношений между объектами города в виде схемы, ориентируясь на условные обозначения.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей патриотические чувства и любовь к родному городу.
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о родном городе Озерске.
Формулируют ответы на вопросы педагога.
Способны моделировать пространственные отношения между объектами в виде схемы, ориентируясь на условные обозначения.
Оборудование и материалы: лист ватмана, таблички с надписями, условные обозначения, фотографии и картинки достопримечательностей города Озерска, разрезные картинки-пазлы, природный материал (желуди, семена клена, ягоды рябины, листья березы, еловые шишки, картинки с изображением городских объектов, доска.
Предварительная работа: беседы с детьми о городе Озерске; рассматривание фотографий старого и нового города; экскурсии по улицам города, к достопримечательностям; составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый уголок в г. Озерске»; организация выставки рисунков «Мой двор, моя улица»; разучивание стихов о родном городе.
Словарная работа: озерчане, горожане, памятник, Иртяш, музей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Ход НОД:
I. Организационный.
Дети находят в группе конверт. Воспитатель открывает, в нём лежит письмо.
II. Мотивация.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо.
Вы хотите узнать от кого оно? (Читаю письмо).
«Здравствуйте ребята!
Меня зовут Оля, мне 6 лет. Я с мамой и папой живу в городе Москва. Летом мы переезжаем жить в ваш город, мне хотелось бы узнать, что вы знаете о своём родном городе, какой он, интересно ли в нем жить?»
Воспитатель: ребята, поможем Оле?
Как мы можем рассказать о городе?
Воспитатель: я вам предлагаю сделать картину-схему, составить по ней рассказ и отправить письмо в Москву. Вы согласны? Тогда начинаем.
Содержательный этап. Основная часть.
Воспитатель: ребята, послушайте, как написал о нашем городе поэт Леонид Ильич Абрамович, в своем стихотворении «Атомград»
«Раскинул глаза свои синие.
Средь величавых гор,
Носит имя редкое,
Взятое у озер».
Воспитатель: как называется город, в котором мы с вами живем?
В центр листа помещается фотография города Озерска.
Ребята, сейчас я буду бросать вам мяч, а вы подумайте и скажите, какой же наш город.
Дети подбирают прилагательные к слову город.
Воспитатель: замечательно, я с вами согласна.
Как вы считаете, чем же город наш красив?
Педагог выслушивает ответы детей, если они затрудняются, подводит к выводу: в нашем городе красивая природа.
Помещается условное обозначение.
Послушайте стихотворение:
В городе озеро лежит,
Словно зеркало блестит.
И в него-то, как в оконце,
Вдруг заглядывает солнце.
Воспитатель: кто знает, про какое озеро говорится в стихотворении?
Это озеро Иртяш. Посмотрите, какое оно красивое! (показ фото). Здесь отдыхают все жители, загорают, купаются, катаются на лодках, прогуливаются по набережной. А зимой на нем можно покататься на лыжах.
Я вам предлагаю собрать разрезные картинки, как жители города отдыхают на озере летом и зимой.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что наш город называют зеленым?
Как вы думаете, почему?
Мы с вами ходили на экскурсии, наблюдали как много у нас разных деревьев, собирали материал для поделок, гербария.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в дидактическую игру «Узнай дерево».
На столах разложен природный материал-задача детей узнать дерево по его части.
Дети выполняют задания в мини группах:
1-собирает разрезную картинку летнего озера;
2- собирает разрезную картинку зимнего озера;
3,4-подбирают картинки с деревьями.
Все картинки помещаются на общий лист.
Воспитатель: Как вы считаете, чем еще красив наш город?
Педагог выслушивает ответы детей, если затрудняются подводит к выводу: в нашем городе красивые памятники.
На общий лист помещается условное обозначение памятника.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вы готовы?
Перед вами лежат картинки памятников из разных городов нашей страны, ваша задача выбрать те, которые есть в нашем городе (ротонда, памятник Курчатову, Прометей, Вечный огонь).
Воспитатель: ребята, как называются эти памятники?
Картинки помещаются на общий лист.
Воспитатель: послушайте, как написал озерчанин Георгий Кашков об Озерске:
Красив наш город и при лунном свете,
Зимой и летом, в снегопад и в дождь,
Другого нет такого на планете:
Как ни ищи, а лучше не найдёшь!
Воспитатель: вы согласны с автором?
Сейчас давайте поговорим, чем же наш город хорош? Какие учреждения необходимы людям для хорошей, удобной жизни.
Педагог выслушивает ответы детей.
Дети называют, подбирают картинки.
Воспитатель: ребята, мы с вами еще будем составлять нашу картину, а сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось.
Анализ схемы и составление совместного рассказа педагога и детей с опорой на нее.
«Город, в котором мы живем называется Озерск, он очень красивый и хороший. В нем замечательная природа: есть озеро Иртяш, на котором жители отдыхают летом и зимой. Растет много разных деревьев: березы, дубы, рябины, клены, ели.
Еще в Озерске много красивых памятников: беседка, памятник Курчатову, памятник первостроителям города, Вечный огонь, куда горожане часто приходят.
Так же в нашем городе есть организации, которые помогают жить интересно и хорошо: музей, Дворец спорта, почта, детские сады, магазины,аптеки. Появляются красивые, необычные постройки. Много еще интересного есть в нашем родном городе. Это говорит о том, что люди любят свой город, и стараются, чтобы он выглядел еще красивее». Я бы хотела закончить наш рассказ словами еще одного озерского поэта:
«Ты прекрасен зимою и летом.
Если шагом неспешным пройдёшь
По твоим площадям и проспектам,
Славный город наш - как ты хорош!»
Рефлексия
Воспитатель: ребята, вам понравился рассказ, который мы составили об Озерске? Я думаю, что мы продолжим эту работу.
Что вы узнали сегодня нового?
Что хотели бы еще узнать?
С какими трудностями столкнулись?
Литература:
1. Кондрыкинская Л. А «С чего начинается Родина» опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Творческий центр «Сфера» Москва 2005 год.
2. Матова В. Н. «Краеведение в детском саду» СПБ. ; «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2014 – 165с.
3. Коротовских Л. Н «Детям об Озерске»
4. «Наш дом – Южный Урал» программа воспитания и развития детей дошкольного возраста.