Миляева Лариса Владимировна
Формирование безопасного поведения дошкольников средствами музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одна из главных проблем всей системы образования является – сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья.
Залогом успешности работы по формированию безопасного поведения у дошкольников является сочетание разнообразных видов деятельности – игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, а также использование традиционных и инновационных методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения.
Публикация «Формирование безопасного поведения дошкольников средствами музыкального воспитания» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Использование музыки является также эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников, так как лучше всего запоминается та информация, которая вызывает эмоциональный отклик. А музыка, безусловно, обладает сильным психологическим воздействием на ребенка, она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
Любая информация, полученная ребёнком в ходе музыкальной деятельности (прослушивание музыки, сюжетно-ролевые, музыкальные игры) формирует некоторые представления у ребёнка о том или ином предмете и об отношении к нему, развивает и обогащает представления об эмоциональном состоянии, чувствах и способах их выражения.
Основными задачами использования музыки для формирования безопасного поведения дошкольников являются :
акцентирование внимания детей на возможных опасных ситуациях;
активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
воспитание стремления к выполнению правил и норм безопасного поведения;
вызов эмоционального отклика на полученную информацию.
Формы организации деятельности по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста с использованием музыки :
Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного, различных музыкальных произведений и песен («Котик заболел» и «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова, «Плачет котик», муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского; «Болезнь куклы» и «Новая кукла», муз. П. Чайковского; «Две плаксы», Е. Гнесиной)
Беседы или тематические занятия по формированию основ безопасного поведения, когда музыка звучит фоном (характер музыки соответствует характеру передаваемой информации : опасная ситуация – тревожная музыка). Пример: занятие в декабре-месяце в подготовительной группе «Зимняя дорога», музыкальным фоном в этом занятии звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима». «Светофор»- апрель-месяц, фоном звучит музыкальная пьеса; «Охотники за приключениями» - май-месяц, фоном в этом занятии звучит марш Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам»). Такие беседы и занятия дают детям представления о нормах и правилах поведения, формируют эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств дошкольников.
Музыкально-театрализованная деятельность : «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Федорино горе». Музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно.
Инсценирование и показ кукольных театров: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», Основная цель, показать детям, как опасно общаться с незнакомыми людьми и тем более, пускать к себе домой.
Заучивание песен на тему «безопасности» (Пример на слайдах)
Тонкий юмор, яркая образность, которая присутствует в этих песнях, обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Музыкальные досуги, музыкальные-спортивные развлечения по теме «Безопасность» : «Путешествие к грибу-Боровичку», «Злой и добрый огонь»; «НЕ шути с огнем»; «В гостях у дядушки Ау»; «Лесная аптека Кикиморы», «Азбука безопасности», «В гостях у Доктора Айболита»; «День здоровья»; «Международный День воды», «Всё о воде».
Досуги, развлечения сочетаются с другими видами театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому такие развлечения, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Музыкальные игры. Одной из задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах является развитие слухового внимания, умения различать «звуки улицы», выделяя из них опасные для жизни и здоровья.
Мир звуков безграничен и зачастую таит в себе большую опасность. Если у ребенка не выработано слуховое внимание, и он не ориентируется в огромном мире звуков, он не может быстро отреагировать на опасность (совсем рядом проезжает автомобиль, приближается поезд, воет сирена и т. д.). Поэтому задача взрослых – научить внимательно прислушиваться ребенка к окружающим его звукам, не просто слушать и слышать, а в дальнейшем дифференцировать их и правильно реагировать на изменения окружающей действительности, которые они несут в себе. Решить эту задачу помогают музыкальные игры, цель которых – стимулировать слуховое внимание детей, развивать умение точно и быстро реагировать на звуковые сигналы. (ПРИМЕР ИГР)
В преддверие Нового Года, а это понятно, очень опасное время, во всех смыслах этого слова (пожарная опасность, могут быть переохлаждения, опасность на скользких дорогах и горках и т. д.) Поэтому в это время мы обязательно проводим перед новогодними праздниками беседы, как с детьми, так и с родителями. А также осенью и тренировочную эвакуацию.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры детей. Музыкальное сопровождение различных видов деятельности по формированию безопасного поведения дошкольников представляет ни с чем несравнимые возможности для решения задач образовательно-воспитательного процесса путем более глубокого эмоционального восприятия материала.