Оксана Юрьевна Акинина
Форма организации социального партнерства ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Форма организации социального партнерства
ДОО и семьи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Аннотация. В статье рассматривается организация взаимодействия, т. е. социального партнерства дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи рассматривается в данной статье как один из видов их взаимодействия. В рамках социального партнерства все субъекты взаимодействия имеют общие интересы, равные права, а также в одинаковой степени отвечают за качество результатов воспитания и всестороннего развития дошкольника.
Публикация «Форма организации социального партнерства ДОО и семьи» размещена в разделах
Ключевые слова: социальное партнерство, сотрудничество, дошкольная образовательная организация, семья, семейный клуб.
Построение партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи является неотъемлемой частью обновления содержания работы с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Партнерство, а именно социальное партнерство дошкольной образовательной организации и семьи, предполагает активное взаимодействие всех ее участников: педагогов, детей, родителей, специалистов разного уровня. Однако координирующая и организующая роль в проектировании и реализации взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольной образовательной организации.
Социальное партнерство есть особый тип совместной деятельности между родителями и дошкольной образовательной организацией, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования (тезаурус «Новых ценностей образования»). Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги — родители — дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).
Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги.
Дошкольная образовательная организация как открытая педагогическая система закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, которое характеризуется общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из этого, на основе партнерских отношений, родители вправе осуществить оценку качества дошкольного образования.
Безусловно, есть достаточно много сложностей при работе с семьей. Исследователи Е. П. Арнаутова, В. Г. Алямовская, Г. В. Глушкова, В. П. Дуброва, Т. А. Данилина, О. Л. Зверева и другие объясняют это рядом причин:
1) низким уровнем психолого-педагогической культуры участников взаимодействия (родителей и педагогов);
2) непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом; консервативностью опеки ребенка дошкольного возраста;
3) отсутствием у педагогов и родителей «педагогической рефлексии»;
4) непониманием педагогами того, что в определении содержания, форм и методов работы с семьей не дошкольная образовательная организация, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
5) недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации, а педагогов — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;
6) педагоги воспринимают родителей не как партнеров, равноправных субъектов воспитательной деятельности, а как объект воздействия;
7) стереотипными представлениями педагогов о необходимости вооружать родителей не «житейскими», а научными психолого-педагогическими знаниями о ребёнке и его воспитании.
Педагогическая позиция педагога по отношению к родителям должно сочетать две функции — формальную и неформальную. В этом случае педагог выступает в двух лицах: с одной стороны, как официальное лицо и, с другой стороны, как тактичный и внимательный собеседник. Его задача — преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.
В этом направлении для нас особо значимо психолого-педагогическое наполнение термина «социальное партнерство». Под социальным партнерством мы понимаем процесс взаимодействия образовательной организации с семьями, имеющими собственные интересы в сфере образования, с целью развития образовательной среды и повышения эффективности данного взаимодействия.
Рассмотрим механизм построения социально-партнерских отношений между дошкольной образовательной организацией и семьей, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.
В построении системы партнерства образовательной организации и семьи можно выделить три этапа.
Первый этап — «знакомство», на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей — важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Многие руководители образовательных организаций иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные, а также мотивационные, т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательной организации.
В связи с этим на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждой образовательной организации есть определенное представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле детского сада, в специальном буклете и т. д.).
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с данной образовательной организацией.
Второй этап — совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада — разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Педагогам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательной организации. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
1) соблюдение этических норм и договоренностей; 2) поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие: 3) результативность.
Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать, что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к учреждению образования существенно возрастает.
Третий этап — непосредственно социальное партнерство.
Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и образовательной организации является долговременность их отношений, т. е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третье условие эффективных отношений дошкольной образовательной организации и семьи — взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу — она воспитывается так же, как и любое качество личности. Образовательной организации необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку между семьями дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
На современном этапе развития дошкольных образовательных организаций используются традиционные и создаются новые формы социального партнерства с семьей.
Классификацию нетрадиционных форм организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи предлагает
Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие формы взаимодействия педагогов с родителями: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Характерной чертой нетрадиционных форм организации работы с семьей является перестройка «взаимодействия» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания.
Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и их социальном партнерстве с дошкольной образовательной организацией.
Одной из нетрадиционных форм социального партнерства сегодня выступает семейный клуб. Однако в психолого-педагогических исследованиях недостаточно изучены организационно-педагогические условия и специфика его организации.
Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, педагогов и психологов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему. Безусловно, материал для обсуждения, информация, которую необходимо донести до родителей, готовятся заранее, но иногда бывает, что клуб проходит не совсем так, как было запланировано. И это вполне оправданно, ведь зачастую родители хотят обсудить более подробно какие-то моменты, увлекаются, поэтому может не остаться времени для запланированной части. В отличие от родительских собраний, в основе которых — назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Основная цель создания семейного клуба — повышение уровня социально-педагогической и социально-психологической грамотности родителей. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации в направлении основной цели клуба.
Особенность организации семейного клуба заключается в возможности создать непрерывный процесс развивающего и личностно ориентированного взаимодействия всех субъектов образования. В связи с этим важно предоставлять родителям не только право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими образование и воспитание ребенка (старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медсестра, но и право на участие в планировании и формировании содержания образования.
На начальном этапе организации клуба немаловажна задача мотивации родителей. С одной стороны январь, приход в клуб доброволен, с другой — необходимо охватить как можно больше родителей. Поэтому надо создать все необходимые условия. В первую очередь нужно использовать весь богатый потенциал рекламы. Для клуба обязательно придумывается звучное и несущее позитивный смысл название, можно напечатать рекламные листовки с описанием содержания и тем его работы. Непосредственно перед проведением клуба печатаются приглашения для каждого родителя и раздаются примерно за неделю до назначенной даты. Желательно вписать в приглашения имена родителей, чтобы приглашение было личным, что повысит заинтересованность родителей в участии работы клуба.
Тематическое разнообразие встреч в представленном плане предопределил выбор форм, используемых для проведения заседаний клуба. Основными формами работы нашего клуба являются: круглый стол, психологические тренинги, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, выставки совместных работ, фотоотчеты по организации жизни детей. Старались отказаться от лекций, так как при чтении лекции усваивается лишь 15-20% материала. Считаем лекционную форму работы достаточно скучной. На заседаниях клуба мы использовали очень большое количество игр, проблемных ситуаций (мозговой штурм, и, как показала практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка.
В зависимости от тематики заседания работа в клубе проводилась либо только с родителями, либо совместно с родителями и детьми.
Практика показала, что наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей, таких как «Мы вместе», «Мама, папа, я — вместе мы семья», «Семейные ценности», «Я родитель, а это значит.».
Таким образом, реализуя данную программу, мы заметили возникновение задатков социального партнерства ДОО и семьи. Родители стали понимать, насколько важна совместная деятельность семьи и детского сада, как и каким образом они влияют на развитие ребенка. Семейный клуб, как показывает наша практика, чрезвычайно интересная и эффективная форма организации социального партнерства ДОО и семьи.
Итогом организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи может считаться следующее:
1) родители воспринимаются как социально-педагогические партнеры;
2) интегрируются усилия всех субъектов социального партнерства образовательной организации и семьи с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности дошкольника;
3) разрабатываются методические материалы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
4) используются разные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, в том числе семейный клуб как эффективная форма взаимодействия заинтересованных партнеров.
Ссылки на источники
1. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей : родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Учитель, 2015. — С. 7.
2. Социальное партнерство в образовании. - URL : http//www.dioo.ru/poleznyie-stati/sotsialnoepartnerstvo-v-obrazovanii.html.
3. Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов / сост. Т. В. Цветкова. - М. Сфера, 2013.- С. 127.
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : практ. пособие. — М. АРКТИ, 2006. — С. 80.
5. Сертакова Н. М. Указ. соч.
6. Солодянкина О. В. Указ. соч.
7. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М: Мозаика-синтез, 2014. - С. 13.