Елена Большанина
«Путешествие на сказочном осеннем корабле». НОД «Восприятие музыкальных и живописных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Восприятие музыкальных и живописных произведений».
Цель занятия: Совершенствование способности понимать художественный образ, его характер и настроение; развитие фантазии и воображения при сравнительном восприятии музыкальных и живописных произведений.
Задачи: Учить детей осмысливать и реализовать собственный художественный замысел, основанный на музыкальных и живописных произведениях.
Закрепить представление об эмоционально – эстетической значимости выразительных средств, цветового колорита и звуков музыки.
Публикация «„Путешествие на сказочном осеннем корабле“, НОД „Восприятие музыкальных и живописных произведений“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Корабль. Сказки, стихи, произведения о кораблях
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Совершенствовать технические изобразительные навыки в использовании различных выразительных средств.
Активизировать словарь детей.
Материалы и оборудование: Костюм Кощея, костюм Осени, костюм художника, цветные беретки, корабль из картона в виде осеннего листика, карточки для игры, картина «Лебедь», мольберты, бумага, акварельные краски, кисти, компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа: Беседа о красках, разучивание песен, стихов, ознакомление с карточками.
НОД с интеграцией образовательных областей.
«Путешествие на сказочном осеннем корабле».
Дети заходят в изостудию в разноцветных беретах (береты символизируют краски) свободным шагом под произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».
(Ведущий встречает детей.)
Вед: Доброе утро, ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные! А кто из вас самый догадливый?
Дети: ….и т. д.
Вед: Все догадливые. Тогда слушайте мою загадку и постарайтесь её отгадать.
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый
К нам в окошко он влетел
Почему-то пожелтел?
У кого не спросим –
Скажут это
Дети: Осень! (На мультимедиа осенняя зарисовка.)
Вед: Ребята, а давайте вместе позовём волшебницу Осень.
Осень, Осень приходи,
Волшебство нам подари. «Под произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».
входит музыкальный руководитель в костюме осени.)
Муз. рук. (Осень) : (На мультимедиа анимация, корабль плывёт по морю.)
Волшебницею прихожу я в гости,
И радую своею красотой.
Я на корабль вас осенний приглашаю,
Попутешествуйте, пожалуйста, со мной.
-Ребята, а вы хотите попутешествовать по водным просторам на сказочном осеннем корабле?
Дети: ….
Муз. рук. (Осень) : Тогда занимайте свои места.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах….
(Звучит шум моря)
Муз. рук. (Осень) : Ребята, вы слышите, море шумит? Море бывает разное, а какое по характеру бывает море?
Дети: ….
Муз. рук. (Осень) : Это всё проделки ветра. Давайте с вами поиграем в игру «Море».
Игра «Море» (звучит произведения Н. А. Римского-Корсаково «Море», «Садко».)
Если вы слышите, что море спокойное, то вы руками показываете спокойное море. А если на море поднимается шторм, то руками показываете бушующее море.
Муз. рук. (Осень) : Долго ли, коротко мы плыли, наконец- то мы приплыли, выходите на берег, присаживайтесь. Ребята, а какими цветами можно передать настроение моря?
Дети: ….
Реб: Синий цвет и голубой Окружает шар земной, Реки и моря большие
Тоже сине – голубые.
(звучит произведение Р. Клайдермана «Призрак оперы».)
(На мультимедиа зарисовка с тучами.)
Реб: Но откуда эти тучи?
Дождь пошёл и свет померк?
Неужели это злющий
Появился цветоед?
Муз. рук. (Осень) : Это он, Кощей бесцветный,
Невод мрака развернул,
И бесцветною рукою серость в мир вернул.
(Под тревожную музыку входит Кощей)
Кощей: (Под произведение Р. Клайдермана «Призрак оперы» произносит слова)
Я великий и могучий,
Самый сильный и вредный,
Стал мой мир весь разноцветный,
Только я Кощей, бесцветный
Не досталось красок мне, заберу их все себе.
(Забирает цветные беретки у ребят, чтобы мир был бесцветный)
(На мультимедиа черно-белая осенняя зарисовка.)
Муз. рук. (Осень) : Что же делать? Как нам быть? Как Кощея победить? Может нам игра поможет? Кощей, а давай устроим состязание – соревнование. Но если ты проиграешь, то краски отдаёшь нам.
Кощей: Согласен.
Игра «Музыкальные линии».
На карточках изображены линии: волнистые, скачкообразные, пунктирные. Звучат музыкальные отрывки. Дети и Кощей поднимают соответствующую карточку. (Кощей проиграл, отдаёт шапочки цветные детям и уходит.)
(На мультимедиа появляется цветная осенняя зарисовка.)
Дети (хором) : Нас красок дружная семья,
И уничтожить нас нельзя.
Не смогут краски смыть с земли,
И никогда не будет тьмы.
(Дети поют осеннюю песню Е. Авдиенко «Осень пришла» на музыку В. Герчик, с движениями. Заключительные слова в песне «улетают, улетают лебеди на юг»)
Муз. рук. (Осень) : Да, осенью лебеди улетают в тёплые края, но я знаю одну историю, когда лебедь не смог улететь. Это случилось поздней осенью. Одна девочка, звали её Наташа, жила недалеко от парка. В парке было небольшое озеро. Каждую весну сюда прилетала семья лебедей. (На мультимедиа зарисовка с двумя лебедями.) Сначала их было двое, затем у них появились маленькие лебедята. (На мультимедиа зарисовка с семьей лебедей.) Наташа лебедей очень полюбила, часто приходила полюбоваться их красотой. Когда пришла осень, Наташа снова пришла в парк, и увидела, по глади холодного озера одиноко плывёт лебедь. (На мультимедиа зарисовка одинокий лебедь.) Птица не смогла улететь со своей семьей, потому – что поранила крыло, защищая своих малышей. Когда этот рассказ услышал французский композитор Камиль Сен – Санс (На мультимедиа портрет композитора Камиль Сен – Санса, он смог передать эту музыкальную историю с помощью музыкальных звуков. Он так и назвал своё музыкальное произведение «Лебедь».
Слушание Камиль Сен – Санс «Лебедь».
Муз. рук. (Осень) : Последний раз лебедь плывёт по глади озера, последний раз смотрит на воду, лес, небо. (На мультимедиа зарисовка озеро, лес, небо.)
Какое настроение передала вам музыка?
Дети:… Жалостное, спокойное, обиженное, печальное, тоскливое, плавное, грустное.
Муз. рук. (Осень) : Ребята, а вы обратили внимание, как Камиль Сен – Санс смог передать в музыке плавность и красоту этой царственной птицы? (На мультимедиа зарисовка с лебедем.)
Дети:…
Муз. рук. (Осень) : композитор смог передать музыкой характер птицы – гордый, благородный, величественный.
(Входит художник.)
Художник: Здравствуйте! Я художник. Позвольте вмешаться в ваш разговор? Я сейчас слышал волшебную музыку. Можно услышать её ещё раз и узнать о чём она?
Муз. рук. (Осень) : Конечно, послушайте.
(Девочка, под муз. Камиль Сен – Санс «Лебедь» читает стихотворение, а потом в тишине дослушиваем произведение.)
Стихотворение «Лебедь».
В холодном парке без семьи,
Остался лебедь, он один,
Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга, вот не повезло,
Летать не может!
Я возле лебедя стою,
Я видела его семью,
С большим семейством лебедят
Он плыл куда – то
И вдруг над парком,
Как взлетят все лебедята.
В холодном парке и без сил,
Остался лебедь, он один…
(Переплетаются два вида искусства литература и музыка.)
Художник: Ребята, вы хотели бы передать красками настроение этой музыки? Располагайтесь за свои рабочие места (за мольбертами, а я расположусь здесь.
(Звучит музыкальное произведение «Лебедь», дети рисуют.)
(Переплетаются два вида искусства живопись и музыка)
Художник: Покажите, что у вас получилось? Вы передали настроение
красками, а я передал образ.
(Художник поворачивает к детям заранее заготовленную нарисованную картину, на картине изображено озеро, вокруг осенние деревья, и в середине озера одинокий лебедь.)
Муз. рук. (Осень) : Ребята давайте поблагодарим нашего художника. А нам пришла пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на нашем осеннем корабле. (На мультимедиа анимация, корабль плывёт по морю.)
Использовала стихи из различных источников: журналы и интернет ресурсы.