Юлия
Опыт работы «Фольклор в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Публикация «Опыт работы „Фольклор в жизни ребёнка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Значение фольклора в развитии детской личности:
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно- поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Метода и формы работы с детьми : беседы; просмотр презентаций; рассматривание иллюстраций; прослушивание музыкальных произведений; народные подвижные игры; игры – драматизации; пальчиковые игры; использование потешек в режимных моментах (во время еды, подъёма, умывания, одевания).
Цель: знакомство детей с русским народным фольклором, используя его разные жанры: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.
Основные задачи в работе с детьми : воспитание патриотических чувств с использованием фольклора; знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии детей.
Малые жанры фольклора
К малым жанрам фольклора относятся : - Скороговорки; - Небылицы; - Потешки, прибаутки; - Заклички; - Считалки; - Дразнилки; -Загадки; -Поговорки, пословицы; -Колыбельные; -Частушки.
Русские загадки
Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Платье потерялось – Пуговки остались. Пуговки остались. (рябина)
Пословицы и поговорки
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни. «Вода с гор потекла весну принесла.»
Скороговорки
Скороговорка – весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Перепелка перепелят прятала от ребят. прятала от ребят. Саша шапкой шишку сшиб.
Небылицы
Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.
Потешки, прибаутки
Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе. Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе. Соловей В саду яблонька стоит, Соловей на ней сидит, Громко песни поет, Ване спать не дает, К себе Ванечку зовет.
Заклички
Заклички - разновидность обрядового фольклора : обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Заклички - разновидность обрядового фольклора : обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Будет травка зеленей, Вырастут цветочки Вырастут цветочки На зелененьком лужочке! На зелененьком лужочке!
Считалки
Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Уродился он густой, Мы помчимся, Мы помчимся, ты постой! ты постой!
Дразнилки
Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки. Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки. Ленчик-пончик, Съел батончик, Поросенка и быка, Выпил кринку молока, Еще клеть поел хлебов, Три корзины пирогов.
Частушки
Частушка, короткая (обычно 4- строчная, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Частушка, короткая (обычно 4- строчная, исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!
Колыбельные
Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Киса, кисанька, коток, Киса - серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока.
Игры
Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику. Тренируют реакцию и координацию движения и воспитывают навыки общения, с помощью них познаются эстетические нормы и законы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, достижению, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем работы ученых показывают, что игра, в том числе и традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить современное пространство дошкольного и начального школьного образования.
Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию в социальном, эстетическом физическом развитии.
Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх, игрищах вместе с взрослыми и более старшими детьми. При этом он нуждается в организационно - содержательной и эмоциональной поддержке взрослых.
Не всегда просто научить детей традиционной игре, Лучше если мероприятие будет организованно в форме многовозрастного праздника, когда нет «игрунов» и «зрителей» - играют все!.
Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки.
Игровой фольклор вызывает активность мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, игры совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма наиболее высокую ступень развития.
Игра «Дударь»
Играющие становятся по кругу, а в центре «дударь» водящий. Участники идут по кругу и поют,
Дударь, дударь, дудорище Старый, старый старичище Его под колоду, его под сырую его под гнилуюа потом спрашивают: Дударь, дударь, что болит?
Водящий отвечает: голова, живот, руки, ноги., то есть называет любую часть тела. А участники касаются той части, которую назвал Дударь, и опять идут по кругу и поют. Как только водящему надоедает, он выкрикивает неожиданно после вопроса «Дударь, дударь что болит?» «Выздоровел!» и ловит кого ни будь из играющих.
Игра «Горелки»
Выбирают водящего «горелыцика», делятся на пары, берутся за руки, становятся друг за другом колонной. Впереди от первой пары становится «горелыцик». Все поют:
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят, в колокольчики звенят.
Раз, два, три, беги!
Игра «Яша и Маша»
Играющие, держась за руки, стоят кругом, в центре которого стоит «Яша», с завязанными глазами, и «Маша». Все идут по кругу и поют припевку. На словах «Чок, Чок пятачок.» кто-нибудь из стоящих в кругу начинает раскручивать «Яшу» до конца речитатива. Затем идет игра как в «жмурки». Яша спрашивает: «Маша, ты где?», «Маша» либо отвечает «я здесь», либо хлопает в ладоши. В случае если «Яша» долго не может поймать «Машу» дается команда: «Шаг вперед», и стоящие в кругу делают шаг к центру круга, таким образом круг сужается. Поймав «Машу» «Яша» кланяется, а стоящие в кругу произносят дразнилку: «Тили, тили, тесто.». В старшем возрасте, поймав «Машу», «Яша» придумывает ей испытания, например такие; станцевать, спеть, поцеловать, попрыгать на одной ноге и т. д.
Сидит, сидит, Яша под ракитовым кустом,
Грызет, грызет Яша орешки каленые Милому дареные.
Чок, чок, пятачок Вставай Яша дурачок Где твоя невеста?
В чем она одета?
Как ее зовут?
И откуда привезут?
Тили-тили тесто Жених и невеста Ноги в пуху поклонись жениху,
А ноги в тесте поклонись невесте!
В этой игре чтобы выбрать героев можно использовать народные считалки:
Игра «У дедушки Трифона».
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в центр и говорит: «Ну, сынки, мои, я - дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и поет:
У дедушки Трифона
Семеро детей.
Семеро детей,
Семь сыновей. Дедушка Трифон показывает какие огромные глаза у его сыновей и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие огромные у них глаза, повторяют и снова идут по кругу.
Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. После дедушка Трифон запевает:
Они не пили и не ели,
Все на дедушку глядели.
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает - то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Кто не поспеет, замешкается или ошибается, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.
Малые жанры фольклора, являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе. Воспитатели, должны знать и понимать, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.
Заключение
Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Спасибо за внимание!