Приложение МААМ

Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша»

Онухова Ирина николаевна
Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша»
▼ Скачать + Заказать документы

Народная игрушка в жизни малыша.

«Мы уверены в том, - писала Е. Флёрина, - что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, можно увидеть, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Публикация «Опыт работы „Народная игрушка в жизни малыша“» размещена в разделах

С ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой. Учитывая их особенность, попыталась целенаправленно использовать эти игрушки в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные задачи, поставленные мной:

1) обогащать представления ребёнка об окружающем мире, используя народную игрушку;

2) разнообразить содержание детских игр;

3) способствовать развитию речи и мышления детей.

Работу начала с создания предметно-развивающей среды группы.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Существует особая категория игрушек, специально созданных для развития умственной деятельности ребёнка. Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались и совершенствовались народные игрушки : мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», матрёшки. Вот эти самые игрушки и были приобретены в группу в достаточном количестве, т. к. они являются не только народными, но и дидактическими, т. е. обучающими. А дидактическая игрушка устроена так, что ребёнок, играя с ней, учится новым действиям, приобретает определённые умения.

Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта, в свою очередь, разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё. Знакомство с новой игрушкой всегда начинаю с её рассматривания, показа игровых действий. Первое время обязательно играю вместе с одним ребёнком, затем с несколькими детьми. Очень скоро они начинают играть самостоятельно, т. к. большая часть народных игрушек предоставляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрёшек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, вставляя предметы-вкладыши, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут её допустить благодаря конструкции игрушки. Например, предлагаю им собрать матрёшку. Неправильно это сделать не удаётся, т. к. только вкладывая маленькую матрёшку в большую, они могут последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов дети начинают понимать это. Одновременно они привыкают соразмерять детали – на глаз определять, какие половинки игрушки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, т. к. здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел кольца, это сразу будет видно. Сравнение – какая деталь больше или меньше, насколько меньше – провожу в интересной игровой форме («Выложи ровную дорожку из колец», «Собери, не ошибись»).

Стараюсь находиться рядом с ребёнком во время его игр с народной игрушкой, уточняя название цвета, понятия «больше – меньше», ставлю перед ним задачу (расставить, собрать, разложить, прокатить, сообщаю новые сведения. Например, играя с малышом 2-3 лет, расставляю перед ним матрёшек, одна другой меньше. На каждой матрёшке платочек разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий). Называю цвета платочков, малыш повторяет за мной. Когда вижу, что он усвоил цвета, предлагаю закрыть глаза. Ребёнок закрывает, а в это время я прячу одну из матрёшек. «Посмотри, пока мы с тобой спали, одна матрёшка убежала. Ты не вспомнишь, какая? А какой на ней был платочек?» И малыш напрягает внимание и память, вспоминает и радуется, если ответил правильно. В следующий раз ставлю задачу запомнить, какого роста была матрёшка, какого цвета части её одежды, и даже где она стояла.

Это игра, и игра интересная, в процессе её у ребё нка развивается много нужных качеств: внимание, произвольная память, способность к умственному напряжению. Дидактическая народная игрушка значительно обогащает представления, знания, речь ребёнка, если играть в неё ему помогают взрослые. Очень важно соблюдать в дидактических играх с народными игрушками постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные возможности ребёнка. Так одна и та же игрушка служит детям разного возраста, только задачи игры будут разными, объём получаемых детьми знаний, навыков и умений последовательно расширяться.

Всю ценность проведённой работы, эффективность используемых приё мов и методов раскрывает следующее:

- дети узнали много новых игрушек, научились некоторым игровым действиям;

- во время совместных игр ориентируются в понятиях «больше – меньше», пытаются показать и назвать цвет, комментировать свои игровые действия;

- дети моей группы проявляют интерес к народной игрушке;

- по собственной инициативе включают народные игрушки в свои игры.

Начатую работу обязательно продолжу, но теперь в тесном контакте с родителями воспитанников, потому что без взаимных усилий добиться нужных результатов очень трудно. Ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Народная игрушка»Фотоотчет о занятии «Народная игрушка» Цель: Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку Задачи: Художественное творчество: Вызвать желание изготовить.

Опыт работы «Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни» Известно, что дошкольный возраст является решающим формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».

Консультация «Народная игрушка» Народные куклы С давних времен считалось, что игрушки - это воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики.

Опыт работы «Кукольный театр в жизни ребёнка»Опыт работы «Кукольный театр в жизни ребёнка» Уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось затронуть очень популярную тему: «Кукольный театр в жизни ребёнка». Каждый день наблюдая за детьми.

Мини — музей «Народная игрушка»Мини — музей «Народная игрушка» Использование технологии макетирования в работе с детьми дошкольного возраста помогает пополнить предметно-пространственную среду группы.

Конспекты занятий «Народная игрушка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №198» Конспект ОД на тему: «Знакомство с народной игрушкой».

Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий.

Школа для родителей «Роль сказки в жизни малыша»Школа для родителей «Роль сказки в жизни малыша» «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки.

Опыт работы «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Выступление на педагогическом совете «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Здоровые дети – это благополучие нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 19:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша»» (включая файлы) размещена пользователем Онухова Ирина николаевна (УИ 1344222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД