Онухова Ирина николаевна
Опыт работы «Народная игрушка в жизни малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка в жизни малыша.
«Мы уверены в том, - писала Е. Флёрина, - что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, можно увидеть, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
Публикация «Опыт работы „Народная игрушка в жизни малыша“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
С ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой. Учитывая их особенность, попыталась целенаправленно использовать эти игрушки в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные задачи, поставленные мной:
1) обогащать представления ребёнка об окружающем мире, используя народную игрушку;
2) разнообразить содержание детских игр;
3) способствовать развитию речи и мышления детей.
Работу начала с создания предметно-развивающей среды группы.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Существует особая категория игрушек, специально созданных для развития умственной деятельности ребёнка. Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались и совершенствовались народные игрушки : мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», матрёшки. Вот эти самые игрушки и были приобретены в группу в достаточном количестве, т. к. они являются не только народными, но и дидактическими, т. е. обучающими. А дидактическая игрушка устроена так, что ребёнок, играя с ней, учится новым действиям, приобретает определённые умения.
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта, в свою очередь, разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё. Знакомство с новой игрушкой всегда начинаю с её рассматривания, показа игровых действий. Первое время обязательно играю вместе с одним ребёнком, затем с несколькими детьми. Очень скоро они начинают играть самостоятельно, т. к. большая часть народных игрушек предоставляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрёшек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, вставляя предметы-вкладыши, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут её допустить благодаря конструкции игрушки. Например, предлагаю им собрать матрёшку. Неправильно это сделать не удаётся, т. к. только вкладывая маленькую матрёшку в большую, они могут последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов дети начинают понимать это. Одновременно они привыкают соразмерять детали – на глаз определять, какие половинки игрушки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, т. к. здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел кольца, это сразу будет видно. Сравнение – какая деталь больше или меньше, насколько меньше – провожу в интересной игровой форме («Выложи ровную дорожку из колец», «Собери, не ошибись»).
Стараюсь находиться рядом с ребёнком во время его игр с народной игрушкой, уточняя название цвета, понятия «больше – меньше», ставлю перед ним задачу (расставить, собрать, разложить, прокатить, сообщаю новые сведения. Например, играя с малышом 2-3 лет, расставляю перед ним матрёшек, одна другой меньше. На каждой матрёшке платочек разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий). Называю цвета платочков, малыш повторяет за мной. Когда вижу, что он усвоил цвета, предлагаю закрыть глаза. Ребёнок закрывает, а в это время я прячу одну из матрёшек. «Посмотри, пока мы с тобой спали, одна матрёшка убежала. Ты не вспомнишь, какая? А какой на ней был платочек?» И малыш напрягает внимание и память, вспоминает и радуется, если ответил правильно. В следующий раз ставлю задачу запомнить, какого роста была матрёшка, какого цвета части её одежды, и даже где она стояла.
Это игра, и игра интересная, в процессе её у ребё нка развивается много нужных качеств: внимание, произвольная память, способность к умственному напряжению. Дидактическая народная игрушка значительно обогащает представления, знания, речь ребёнка, если играть в неё ему помогают взрослые. Очень важно соблюдать в дидактических играх с народными игрушками постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные возможности ребёнка. Так одна и та же игрушка служит детям разного возраста, только задачи игры будут разными, объём получаемых детьми знаний, навыков и умений последовательно расширяться.
Всю ценность проведённой работы, эффективность используемых приё мов и методов раскрывает следующее:
- дети узнали много новых игрушек, научились некоторым игровым действиям;
- во время совместных игр ориентируются в понятиях «больше – меньше», пытаются показать и назвать цвет, комментировать свои игровые действия;
- дети моей группы проявляют интерес к народной игрушке;
- по собственной инициативе включают народные игрушки в свои игры.
Начатую работу обязательно продолжу, но теперь в тесном контакте с родителями воспитанников, потому что без взаимных усилий добиться нужных результатов очень трудно. Ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.