галина кривоножкина
Фольклор как средство развития речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Фольклор, как средство развития речи для
детей дошкольного возраста
Цель: стимулирование активной речи детей через малые фольклорные формы
Задачи:
• Развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных произведений, эмоционально реагировать на них.
• Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
• Обогащать и активизировать словарь в процессе использования фольклора.
• Развивать речевую активность и инициативу, стремление ребенка вступать в речевое общение.
• Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству
• Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы
Фольклор — это устное народное творчество.
• сказки;
• былины;
• песни;
• скороговорки;
• поговорки;
• пословицы;
• потешки;
• загадки;
• считалки.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
• помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
• служить основой и для различных речевых упражнений.
• пересказывать
придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Одной из наиболее удачных форм по работе с детьми на знакомство с русскими народными сказками стала для нас дидактическая игра «Круги Луллия».
Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Используя данное дидактическое пособие в образовательной деятельности ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий.
Расскажи сказку Царевна лягушка
• Цель игры: создать условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины. Понимание смысла сказки «Царевна-лягушка», что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»
• На верхнем кольце выкладываем карточки с изображением героев этой сказки: Царь, Иван-царевич, лягушка - Василиса Премудрая, щука-заяц-медведь, Баба-яга, Кощей-бессмертный. На нижнем ситуации и места: три сына, стрела, болото, лес, избушка, яйцо.
Задача детей сопоставляя сюжеты и атрибуты с героями рассказать сказку.
• «Из какой сказки тень?»
• Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
• На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки, его основные характеристики и название сказки.
• «Придумай сам»
• Цель: придумать самостоятельно историю со сказочным героем, исходя из знаний о личностных характеристиках персонажа и задуманной ситуации. Что могло произойти именно с этим героем, если он окажется в такой ситуации. Его действия в заданный момент, охарактеризовать поступок и рассказать, как поступил бы сам в этой ситуации. На верхнем круге: Хаврошечка, Колобок, Курочка Ряба, Царевна-лягушка, Снегурочка, Емеля. На нижнем картинки мест: болото, море, пустыня, небо, Антарктида, футбольное поле.
• Данная методика универсальна - применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий.
• Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Заключение
Фольклорные жанры сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность