Папки-передвижки

Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста

Елена Баранова
Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки от своих родителей. Поэтому я одним из своих направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста, взяла формирование и развитие речи детей через устное народное творчество. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, колыбельным, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, колыбельные и другие художественные тексты. Это обусловлено возрастными особенностями детей раннего возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

Публикация «Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Известно, что произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни нахождения ребенка в доме ребёнка. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В это время я стараюсь подобрать и эмоционально рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Воспитатель владеющий фольклорным материалом успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка. Работу в этом направлении, я провожу на играх – занятиях и в режимных моментах в течение дня.

К подбору произведений для детей раннего возраста я подхожу с учетом их возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно, поэтому потешки, песенки, колыбельные, пестушки я подбираю соответственно уровню развития детей и интонация, с которой я произношу тексты, должна быть понятна детям. Когда я выбираю потешки, обращаю внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с чутким ритмом и побуждали детей к действию, подражанию взрослому. Ритмичный текст потешек побуждает детей к движению создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание повторять её за воспитателем, активизируя речевое общение. Чтобы заставить детей двигаться, я использую такую потешку:

«Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!»

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладенько,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

При подготовки детей ко сну я использую потешку:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят!»

При умывании: «Водичка, водичка умой моё личико….!»

Чтобы создать малышам хорошее настроение, рассказываю хорошо известные детям потешки: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Ай, ду-ду».

В потешках, которых имеется звукоподражание голосам животных и описываются их повадки, малыши улавливают добро, гуманное отношение ко всему живому:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?» или

«Наши гуси у пруда:

Га-га-га, га-га-га!»

Знакомство детей с произведениями русского народного фольклора, я начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

В моей группе подобраны соответствующие игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки. В книжном уголке размещены книги – игрушки, книги – малышки. Здесь же помещены фигурки персонажей знакомых потешек, сказок. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, эмоционально реагируют на звучание потешек.

Чтение народных песенок, потешек, сказок, необходимо сопровождать показом наглядного материала, что более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Для того, чтобы научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание, я обыгрываю малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные инструменты, ведь детей, особенно маленьких, надо учить играя.

Используя малые формы фольклора, как средства развития речи в работе с детьми раннего возраста, я убеждаюсь, что это интересно детям, они быстро овладевают пониманием речи и стремятся к речевому общению. Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народное поэтическое слово, может и должно духовно обогатить эту среду и заложить в ребенке предпосылки положительных человеческих качеств.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 18:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД