Татьяна Гицевич
Фольклор как средство развития познавательных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети любят играть в компьютерные игры, и практически не играют в подвижные, народные. Редко где чтут традиции, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице, чем дома, сидя у компьютера. Родители по-другому относятся к русским традициям, фольклору. Не задумываются, какую пользу может принести они в воспитании и умственном развитии ребёнка. Поэтому, я посчитала необходимым показать детям, как прекрасен и интересен наш русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.
Публикация «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей» размещена в разделах
В своей работе с детьми я стараюсь как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.
Для достижения положительного результата в своей работе я наметила следующие задачи:
• обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;
• повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;
• формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;
• воспитывать уважение к русским народным традициям.
Я начала свою работу с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик - мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю - бай», «Баю- баюшки – баю» и др.). Затем мы перешли к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях (о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.).
Утром малышей я встречаю потешками, которые помогают установить с ними контакт, вызвать положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя его содержания.
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший! Ванечка пригожий!»
Ласковые слова потешек волшебно действуют на детей сами по себе, а если их
произносить ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне.
Для детей среднего возраста я стала применять считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игры, чтобы справедливо назначить водящего выбирались считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.
Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.
В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.
Загадки я стараюсь использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения. Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.
Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. Например, такие р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» учат детей основам безопасной жизнедеятельности; сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева; а сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.
С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников, используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини - музей «Бабушкина избушка». Так же велась разъяснительная работа с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста.
Я считаю что, детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.
Литература
1. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 2014 г.
3. Жуковская Р. И. «Родной край», Москва 2017 г.
4. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество», Москва 2003 г.
5. Лазутин С. Г. «Поэтика русского фольклора», Москва 2005 г.