Людмила Матвеева
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Патриотизм – это любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о патриотизме. Но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к Родине. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является ФОЛЬКЛОРИСТИКА. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Задачи:
Знакомить детей с народным фольклором: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы.
Развитие самостоятельности.
Физическое развитие.
Воспитание эстетических чувств.
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные
произведения:
- колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребенка;
- пестушка - короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца;
- потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка;
- прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела).
- закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла
Весна красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
- приговорка - стишки-помогалочки, с которыми все дела спорились
Мы бежим,
Бежим, бежим,
Добежали и молчим!
Кто начнет говорить,
Тому и водить!
- считалка
- скороговорка
- загадка.
Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Детский фольклор используется в период привыкания; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
- Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
- Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Танечки заживи.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
Помогает потешка во время кормления.
Каша вкусная дымится,
Ваня кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.
А если ребенок плачет – прочитайте утешалочку.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари…
Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьер группы можно включать элементы русского фольклора:
- пособие в игровых уголках,
- уголок ряжения, различные виды театров,
- альбомы с потешками,
- книги по возрасту,
- картотеки игр по нравственно-патриотическому воспитанию.