МААМ-картинки

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего  дошкольного возраста

Людмила Матвеева
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего  дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Патриотизм – это любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего  дошкольного возраста» размещена в разделах

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о патриотизме. Но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к Родине. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является ФОЛЬКЛОРИСТИКА. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Задачи:

Знакомить детей с народным фольклором: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие духовной сферы.

Развитие самостоятельности.

Физическое развитие.

Воспитание эстетических чувств.

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные

произведения:

- колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребенка;

- пестушка - короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца;

- потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка;

- прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела).

- закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке!

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

- приговорка - стишки-помогалочки, с которыми все дела спорились

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

- считалка

- скороговорка

- загадка.

Роль малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Детский фольклор используется в период привыкания; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

- Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

- Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Танечки заживи.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

Помогает потешка во время кормления.

Каша вкусная дымится,

Ваня кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

А если ребенок плачет – прочитайте утешалочку.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не вой, не вой,

Куплю другой.

Не реви, не реви,

Куплю сухари…

Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьер группы можно включать элементы русского фольклора:

- пособие в игровых уголках,

- уголок ряжения, различные виды театров,

- альбомы с потешками,

- книги по возрасту,

- картотеки игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего  дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 09:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего  дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Матвеева (УИ 2933163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД