Юлия Волкова
Физкультурно-оздоровительный проект «Здоровье — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно – оздоровительный проект:
«Здоровье – наше богатство»
Автор проекта воспитатель Волкова Ю. А.
Актуальность проекта:
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения: появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки, речи, координации движений, деятельности органов дыхания. Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье – это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье – это счастье! Здоровье – это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Здоровье — наше богатство“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Для современного общества проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Именно поэтому в настоящее время разработана система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Тип проекта: физкультурно-оздоровительный
Характер проекта: информационный, физкультурно – оздоровительный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети 2 младшей группы(2-3г, воспитатель группы Волкова Ю. А., инструктор по физической культуре Зайцева М. В., родители воспитанников.
Цель проекта: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.
Задачи проекта: углубить, расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни, пополнять словарный запас; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни; развивать внимание, память, мышление. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности дошкольников.
Ход реализации проекта:
1этап – подготовительный: изучение методической литературы; подбор художественной литературы по теме проекта; подготовка оборудования и художественных материалов для итогового занятия проекта.
Диагностика уровня заболеваемости детей на начало учебного года. Результаты диагностики показали, что у детей высокий процент заболеваемости. После беседы с родителями выяснилось, что большинство родителей не соблюдают режим питания, режим дневного и ночного сна, режим дневных прогулок, дети мало ходят пешком. Все это приводит к ослаблению детского растущего организма и частым заболеваниям. Т. о., мы поставили перед собой цель ежедневно проводить с детьми подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, закаливание.
2 этап – этот этап осуществляется на протяжении учебного года в разных направлениях. Проводится комплексно – целевая работа по ознакомлению и формированию здорового образа жизни:
Коммуникация: беседы, общение, занятия.
Исследовательская деятельность: «Витамины растут на грядке».
Культурно-гигиенические навыки: правила гигиены, как предупреждение инфекционных заболеваний.
Режим дня: активный и пассивный отдых.
Профилактика заболеваний: прогулка – подвижные и спортивные игры на свежем воздухе.
Подведение итогов проекта.
Беседа о здоровье и чистоте
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Во-первых – это соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых – это культурно-гигиенические навыки: дети должны уметь правильно умываться, мыть руки. Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Занятие по теме «Девочка чумазая» (А. Барто)
В-третьих – это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше: по утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых – это культура питания.
-обыгрывание ситуации «Кукла Маша в гостях у ребят».
- рассматривание и обсуждение картинок по теме
Вывод: нельзя пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Исследовательская деятельность
«Витамины растут на грядке»
1. Посадка с детьми лука (в группе – поздняя осень/зима) и наблюдение за его ростом:
2. Посадка, на закреплённой за группой грядке, редиса (май):
Ситуация «Кукла Маша в гостях у ребят»
- Ребята посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Обращает внимание детей на куклу Машу).
- Да это же кукла Маша к нам в гости пришла. Здравствуй, Маша!
- Здравствуйте, ребятки! (Воспитатель от имени персонажа).
- Маша, мы рады тебя видеть! Поиграй с нами, мы с ребятами знаем много весёлых игр.
Мотает головой. – Нет, не хочу.
- Маша, а почему ты грустная? Даже играть с нами не хочешь? И зачем ты горлышко шарфиком завязала?
- Ох, я кажется, заболела.
- И что же у тебя болит?
- Всё болит.
- Что же делать, ребятки, Маша заболела? (Полечить, вызвать доктора)
- А вы сходите в аптеку, купите мне много таблеток и я быстро поправлюсь.
- Как вы думаете, правильно нам Маша предлагает купить лекарство в аптеке? (Нет, нужен доктор, он знает какое нужно лекарство).
- Что ты, Маша, даже наши детки знают, что если заболел, то надо вызвать врача. Только врач может вылечить больного. Но ты, Маша, скорее всего, просто, не правильно питалась и поэтому ослабла.
- А вы, что знаете, какие продукты полезны для здоровья, а какие нет? (Да).
- Мы сейчас отправимся в наш магазин, принесём овощи и фрукты, и ребятки научат тебя выбирать полезные продукты. Чтобы всегда оставаться бодрым и весёлым. Д/и «Полезно не полезно» Инструкция: выбрать только те продукты, которые полезны для нашего здоровья. А не полезные продукты оставить в магазине.
- Посмотри, Маша, сколько полезных продуктов мы выбрали для тебя. Чтобы быть бодрым и весёлым нужно питаться правильно.
Дети садятся на стульчики.
– Видишь, Маша, сколько у нас для тебя витаминов. Показывает выбранные детьми фрукты и овощи. Воспитатель показывает по одному овощу или фрукту, а дети называют и с помощью воспитателя рассказывают о нём.
- Какие же это витамины?
- Самые настоящие, даже наши дети знают, что во всех фруктах и овощах находятся полезные вещества – витамины. Свежие овощи и фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки. Будешь постоянно их есть и не будешь болеть. А вы, ребятки, любите овощи и фрукты? (да).
- Молодцы, ребята! Давайте все овощи и фрукты мы положим Машеньке в корзину. И скажем все вместе, чтобы она запомнила (текст проговаривается с движениями):
Чтоб здоровым и сильным быть,
надо фрукты-овощи любить.
Все без исключения - в этом нет сомнения!
Коллективная аппликация «Моё здоровье – моё богатство!»
- Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей? (суп, салат). А из фруктов? (компот, варенье). Молодцы ребята! А кроме правильного питания нужно ещё тщательно мыть руки, делать зарядку и гулять на свежем воздухе.
- Маша, теперь и ты знаешь, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровой.
- Спасибо, ребятки, пойду домой буду кушать овощи и фрукты и никогда больше не буду болеть. До свидания, ребята!
Формирование культурно – гигиенических навыков в группе раннего развития (2 – 3 года)
Занятие по теме «Девочка чумазая» (А. Барто)
Цель: формировать навыки личной гигиены – продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, тщательно смывать мыло с рук, умываться, пользоваться личным полотенцем.
Задачи: воспитывать желание ухаживать за собой, активизация словаря – вода, мыло, полотенце; обогащение словаря: намылить, пена, насухо.
Дидактический материал:
Потешки на тему культурно-гигиенических навыков, запись песенки «Руки мыть», кукла Маша, тазик с водой, мыло, полотенце, картинка с алгоритмом мытья рук.
Ход занятия:
После прогулки обращаем внимание детей на то, что ручки грязные. Воспитатель:
- Что нужно сделать, чтобы ручки стали чистыми? (Ответ детей).
- Правильно. Надо их вымыть.
Чтоб здоровым быть
Надо руки чаще мыть.
Дети идут в умывальную комнату мыть руки и умываться. Напоминаю детям, что перед тем, как мыть руки, необходимо закатать рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водичку не получит.
- А помогут нам вымыть руки мыло и вода.
Чище мойся,
Воды не бойся.
Открываем кран, берём в руки мыло, подставляем под воду.
Тёплой водою
Руки чисто мою.
Душистое мыло возьму,
И ладошки им потру.
Затем намыливаем, чтобы появилась пена. После этого подставляем ладошки под воду и смываем пену.
Ладошки друг о друга трутся,
Друг друга обнимают.
Правой моем левую,
Левой моем правую.
Проверяем, чтобы все дети хорошо промыли руки. Продолжаем, напоминая, что теперь надо умыться:
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Умылись, вымыли ручки, теперь отжимаем их над раковиной, чтобы вода не капала на пол. Находим своё полотенце, снимаем, разворачиваем, вытираем личико и ручки насухо, и вешаем полотенце на место.
После того как все помыли руки:
- Мы вымыли ручки (да). Давайте покажем, какие они у нас чистые (показываем, а теперь давайте понюхаем, приятно пахнут? (да) Вот видите, как нам помогают мыло и вода: очищают руки от грязи, микробов и дают запах свежести – так пахнет чистота.
- Молодцы, ребята, все вымыли чисто руки, умылись, теперь мы можем идти играть.
Выходим из умывальной комнаты и видим, что нас ждёт кукла Маша.
- Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл? Машенька! Ой, Маша, а что это ты такая чумазая? Что с тобой случилось?
- Ничего. Не люблю я воду: она мокрая, а мыло глазки щиплет! Не буду мыться, мне итак хорошо!
- Ой-ой-ой, Машенька, как же так? Ребята, а Маша правильно делает, что не моет ручки и не умывается? (нет)
- Конечно, не правильно! Молодцы! Давайте расскажем Маше для чего нам нужны вода и мыло. Дети с подсказками воспитателя рассказывают для чего нам вода и мыло, и как ими пользоваться. Затем читаем стихотворение А. Барто «Девочка чумазая».
- Спасибо, ребята, что объяснили мне всё. Мне так стыдно, что я такая грязная. Я теперь всегда буду умываться и мыть руки! Но, я всё равно немного боюсь – вдруг у меня не получится, ведь я так давно не умывалась и не мыла руки. Поможете мне? (да)
Дети помогают Маше: умывают её, моют ей руки, вытирают полотенцем.
- Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! Я пойду гулять и всем расскажу, какие здесь добрые детки, которые много знают и помогают другим! До свидания!
Подвижные игры в зале и на воздухе:
Занятия физкультурой и подвижные игры в зале:
По утрам в тёплое время года проводится зарядка на участке:
На прогулке: игра «Перейди через речку»
Цель: учить перепрыгивать из круга в круг, учиться держать равновесие после прыжка.
Задачи: слышать и выполнять правила игры, развивать умение играть в простые игры, способствующие совершенствованию ходьбы, бега, прыжков.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает обручи на земле, затем поясняет, что перед нами речка и перейти её мы можем только «по камушкам» - кружкам, иначе промочишь ножки. Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камушкам». Взрослый показывает, как нужно перепрыгивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камушкам, по камушкам, по камушкам! Затем на пути появляется «туннель», который дети должны пройти (на улице лучше использовать 2 обруча, их будет держать воспитатель; в зале/группе можно использовать туннель). После прохождения дети возвращаются в конец строя. Игра повторяется 2-3 раза.
Работа с родителями. Консультация для родителей «Особенности закаливания»
Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются основы здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.
Оздоровление детей не результат одного дня деятельности, а спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и родителей на длительный период, которая проводится систематически в течение всего времени пока, ребенок посещает детский. Так что же такое закаливание?
Закаливание – это система закаливающих мероприятий в режиме дня ребёнка, а не использование отдельных закаливающих процедур.
Закаливание детей в современных условиях. Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний. В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:
-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
-закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
-закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребёнка (оптимальная (по СанПину) температура воздуха и соответствующая одежда).
Допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений. Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздействия.
При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счёт облегчения одежды, во время переодевания ребёнка, утренней гимнастики, прогулки и т. д.) является более слабым раздражителем, чем вода, обладающая большой теплоёмкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.
Первым требованием, при проведении закаливания детей является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это – прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка, способствующие поддерживанию нормального теплового состояния.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным и периодическим сквозным проветриванием, что создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозные проветривания проводятся кратковременно (5-7 мин) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 градусов, и она может опускаться до +14 +16 градусов.
При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам:
Дети до 3 лет +22 градуса + - 1 градус
Дети 3-4 лет +21 градус
Дети 5-7 лет +20 градусов.
При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы или носки.
Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребёнка на внутренней стене помещения.
Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми проводится комплекс физических упражнений, включающих в себя:
Потягивание, дыхательные упражнения, движения, формирующие осанку и свод стопы - хождение по массажной дорожке.
Младший возраст -5мин.
Старший возраст – 8 минут.
Закаливание ребёнка на открытом воздухе проводится во время прогулок. При этом нужно соблюдать:
Правильную двигательную активность детей
Одежда ребёнка должна соответствовать сезону и обеспечивать свободу движений.
Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха до -15 градусов, 5-7 лет до -20 градусов. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается.
Закаливающие процедуры:
-утренняя гимнастика;
-бодрящая гимнастика после дневного сна;
-ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;
- массаж стоп массажными мячиками;
-водные процедуры – мытье рук до локтя после дневного сна;
- прием зеленых витаминов (лук, чеснок)
В теплое время года:
-дневной сон с открытыми форточками;
-солнечные процедуры;
-умывание рук до локтей;
-мытье ног после прогулки;
Проведение закаливающих процедур после дневного сна в группе. Температура воздуха в группе +19 +20 градусов.
Одежда детей: трусы, майка.
Правила организации физических упражнений:
Темп выполнения – медленный;
Характер движений – плавный;
Каждый блок упражнений должен сопровождаться мышечным напряжением и заканчиваться мышечным расслаблением, т. е. ребенок должен чувствовать амплитуду движений.
Дыхание – спокойное, носовое, без задержки в ходе упражнения (на раз – вдох, на два – выдох);
Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз;
Упражнения воздействуют:
- на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук;
-упражнения проводятся на все группы мышц, включая и глазодвигательные;
-упражнения начинают проводить, когда ребенок только что проснулся, но еще лежит в кровати, при этом сохраняется возможность для того, чтобы дети просыпались постепенно;
- на последнем этапе используются упражнения на развитие двигательных навыков.
Хождение по массажной дорожке. В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.
По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.
После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры – умывают лицо и руки до локтей.
Общая продолжительность закаливающих процедур -10 минут.
Еще в XVIII веке русский врач и физиолог С. Г. Зыбелин писал: «Воспитание есть двоякое — телесное и нравственное». Касаясь телесного, или, как сейчас говорят, физического, воспитания, он рекомендовал широко использовать в детском возрасте для укрепления здоровья воду, воздух, солнце и движения. Эти взгляды не утратили своей актуальности и в наши дни. Достаточно обратиться к мыслям крупнейшего советского ревматолога профессора А. И. Нестерова: «Среди конкретных предупредительных противоревматических мероприятий для здоровья людей и особенно для детей основное значение имеет закаливание организма по отношению к внешним температурным воздействиям: охлаждениям, сквознякам и т. д., — пишет он. — Именно повышение устойчивости и сопротивляемости организма с самого раннего детства путем максимального использования свежего воздуха и воды, закаливания организма, физической культуры, физического труда, спорта, соблюдений правил личной гигиены (душ, ванны, обтирания, гигиены жилища (свежий воздух, борьба с запыленностью воздуха жилищ, гигиены труда является основой для предупреждения ревматизма и тех очагов инфекций, которые предшествуют его развитию». Закаленный ребенок способен противостоять резким и длительным охлаждениям, он свободно переносит облучение солнечной радиации, становится лучше приспособленным к внезапным переходам от тепла к холоду, к физическим нагрузкам и т. д.»
Приступая к закаливанию ребенка, необходимо помнить о некоторых анатомо-физиологических особенностях его организма. При проведении закаливающих процедур, которые создают определенную нагрузку на организм ребенка, надо учитывать приспособительные возможности его физиологических функций.
Терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Дело в том, что у них при малой массе относительно большая поверхность кожи. Этот фактор в сочетании с большим количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов способствует более высокой теплоотдаче, чем у взрослых, что чревато в одних случаях быстрым переохлаждением тела, в других — перегревом организма ребенка. Заботиться о правильном закаливании детей следует с самого раннего возраста, а затем продолжать его без перерыва в ясельном, дошкольном и школьном возрасте. При этом положительный эффект может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания. При закаливании детей от родителей требуется достаточное терпение и максимум настойчивости. Однако эта настойчивость ни в коей мере не должна носить характер принуждения. Закаливание детей можно начинать в любое время года, но проводить его надо круглый год. Советский педиатр А. А. Кисель писал по этому поводу: «В смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, чем лето. Наше короткое лето совершенно недостаточно для укрепления здоровья детей. Можно сказать, что лето — для души, а зима — для здоровья». Выбирая закаливающую процедуру для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние организма, характер физического и психического развития, реакцию на окружающую обстановку. Состояние ребенка оценивается, исходя из его возраста и ранее перенесенных заболеваний.
Закаливание надо начинать проводить только тогда, когда ребенок здоров. Однако совершенно ошибочно мнение, что закаливание противопоказано детям ослабленным, часто болеющим, с пониженным аппетитом и беспокойным сном. Напротив, проводимые под контролем врача закаливающие процедуры, способствуют укреплению здоровья.
Итоги проекта:
Для детей:
1) у всех детей сформированы основные гигиенические навыки;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной еде во время игр( "Магазин", "Больница", "Дочки-матери", во время приёмов пищи; о ценности здоровья (подвижные игры, физкультминутки, различные виды гимнастик).
Для родителей: родители с интересом слушали консультацию по закаливанию, после ознакомления с массажными дорожками, имеющимися в группе, выразили желание приобрести такие же для дома;
Для педагогов:
с родителями установлена атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.