Галина Медведева
Физкультурно-оздоровительный проект «Мой весёлый, звонкий мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их одухотворенная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский. [/i]
Тип проекта: Познавательно-игровой
Вид проекта: среднесрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Мой весёлый, звонкий мяч“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора, компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно сказывается на здоровье. Для того чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Именно мяч является одним из самых доступных спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. В последнее время, к сожалению, все реже мы видим мячи в руках детей в качестве игрушки. Да и в детских играх часто действия с мячом однообразны. Дети зачастую не умеют взаимодействовать друг с другом, делиться мячом. А между тем возможности детской игры с мячом распространяются далеко за пределы физического развития. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление, способствуют общей двигательной активности. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч!
Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезно.
Проблема
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.
Незнание родителей и детей истории мяча, его видов.
Не использование родителями в играх с детьми мяча.
Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности.
Цель проекта
Способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве с взрослыми (родителями, педагогами).
Задачи проекта:
Оздоровительные задачи:
Пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча;
Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
Повышать двигательную активность детей при помощи игр с мячом;
Образовательные задачи:
Создать условия для обогащения знаний детей и родителей об истории мяча разных народов и его видах.
Способствовать развитию интереса у родителей в использовании мяча в играх с детьми.
Познакомить детей с подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.
Обучать детей действиям с мячом, заинтересовать в использовании мяча в играх
Развивающие задачи:
Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений с мячом.
Развивать двигательные способности, умения и навыки в процессе игры с мячом.
Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях образовательной, игровой и соревновательной деятельности
Способствовать воспитанию эмоционально - положительного отношения к мячу.
Основные виды детской деятельности: познавательная, совместная с взрослыми, игровая.
Методы работы:
Наглядные
Практические
Словесные
Результативность проекта:
Родители и дети познакомились с историей мяча разных народов и его видах.
Увлечённое использование мячей детьми в группе в самостоятельной деятельности.
Повышение спортивных показателей в работе с мячом.
Содержание реализация проекта:
Этап
(неделя) Формы работы Тема Задачи
Подготовительный этап
1 неделя
Беседа
«История мяча» Расширить кругозор детей о
разнообразии мячей, видах
спорта с мячом. Воспитывать
желание заниматься спортом.
Подвижные игры
Развивать у детей ловкость, выполнять смекалку. Воспитывать интерес к Здоровому Образу Жизни.
Ситуативное общение «Если не было мячей» Расширять кругозор детей о разнообразии мячей. Воспитывать желание заниматься спортом.
Основной этап
2неделя
Комплекс утренней гимнастики
«Веселый мяч» пробуждается от сна, с использованием мяча.
Презентация
«Мячи разных видов спорта»
Расширять кругозор детей о разнообразии мячей. Воспитывать желание заниматься спортом.
3неделя
Физкультурное занятие (Подвижные игры) «Охотники и утки» «Перехвати мяч». Развивать быстроту, ловкость.
Физкультурный досуг «Школа мяча» Создать эмоционально положительный настрой. Закрепить навыки владения мячом у детей
Заключительный этап
Спортивный праздник
«Мой веселый звонкий мяч»
Создать эмоционально положительный настрой. Закрепить навыки владения мячом у детей
Наглядная информация для родителей
(Устный журнал) Папка. Содержит историю мяча, данные о современных мячах. Рекомендации родителям по выбору мячей для детей.
Обогатить знания родителей об играх детей с мячом, историей возникновения.
Дыхательные упражнения
«Мяч»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, наклоняемся и говорим «мяч».
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись.
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш.»
«Шарик лопнул»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Комплекс утренней гимнастики
1. Построение
- повороты на месте
- ходьба обычная;
- ходьба широким шагом чередовать
- ходьба в приседе с обычной ходьбой,
- ходьба спиной вперед
- ходьба на носках
- бег, высоко поднимая колени
- перестроение в колонну по три;
- размыкание.
I. Потягивание – 4 раза в каждую сторону.
И. П. – ноги вместе, мяч в правой руке;
1- шаг вправо, руки в стороны /выдох/,
2. потянуться на носках, руки вверх, передать мяч в левую руку
3. опуститься на полную стопу, руки в стороны
4. приставить правую ногу, руки вверх, темп средний
II. Поднимание согнутой ноги – 6 раз каждой ногой.
И. П. –ноги вместе, мяч в правой руке, руки в стороны
1 – поднять правую ногу, согнутую в колене,
передать мяч в левую руку под коленом /выдох/.
2. опустить ногу, руки в стороны
3 -4. то же левой ногой. темп средний
III. Прокати мяч по 5 раз вокруг каждой ноги.
И. П. – ноги врозь, руки с мячом вверху;
1-2-3 –наклониться к правой ноге, прокатить мяч вокруг правой ноги
IV. Подбрось - поймай - 10 раз.
И. П. – ноги врозь, руки с мячом внизу;
1. подбросить мяч вверх;
2. поймать мяч. Дыхание не задерживать, темп средний.
V. Прокати мяч по 5 раз
И. П. - сидя, руки в стороны, мяч в правой руке
1- согнуть ноги в коленях, прокатить мяч под ногами / выдох /.
2. выпрямить ноги, руки в стороны, мяч в левой руке.
VI. – Повороты – 5 раз в каждую сторону
И. П. - стоя на коленях, мяч в правой руке
1- поворот влево, правую руку с мячом вправо - вверх / вдох /.
2. и. п. перебросить мяч в левую руку. темп средний
VII. Прыжки 35 сек.
И. П. – ноги вместе, руки с мячом внизу;
1- ноги врозь, руки с мячом вверх;
поворот влево, правую руку с мячом вправо - вверх / вдох /.
2. и. п. темп быстрый
VIII Ходьба обычная.
Папка для родителей
«Мой весёлый звонкий мяч…»
История мяча
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.
Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.
В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола. Древние греки придумали несколько игр с мячом. Так, спартанские воины увлекались «эпискиросом» - соревнованием по перебрасыванию ногами и руками кожаного мяча, набитого лоскутами, конским волосом, перьями, песком, а потом - надутого воздухом.
Любознательные римляне не преминули в числе прочего и это позаимствовать у соседей. Например, завели у себя игру «гарпастум». Вот как ее описывает Поллукс: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии. За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». Эта игра была важной частью программы военных занятий, наполнителями для мяча первоначально служили сено, солома и даже зерна инжира, а затем - воздух. Распространены упражнения, и игры с мячом были и Древнем Риме (III-II тыс. до н. э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью, зернами плодов инжира или фиговыми зернышками. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр. А упражнения с мячом назначались врачами, и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил.
Воинственные легионеры вместе с «огнем и мечом» принесли другим народам и распространили среди них свои спортивные занятия с мячом. Британцы, например, соблазнившись ими, не только позаимствовали «гарпастум», но и освоили так, что в 217 г. н. э. выиграли матч у римлян! Они придумали и собственный способ изготовления мячей: обвязывали конским (девичьим) волосом круглые овощи, затем приспособились делать их из мочевых пузырей животных. Если бы этим и ограничились! А то ведь пускали в ход отрубленные головы врага или слуги (поговаривают, правда, что не они первыми додумались до такого, а древние китайцы).
И в Древнем Китае играли в мяч, например, пиная его ногой. Игра со временем стала любимым народным развлечением, а во II веке до н. э. вошла в обязательную программу торжественного празднования дней рождения императора. Тогда же кожаные мячи вместо набивания перьями птиц и волосом животных научились наполнять воздухом, разработали правила и на игровом поле стали устанавливать ворота. Победителей чествовали цветами, награждали ценными подарками, а проигравших били бамбуковыми палками.
В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам, во время перебрасывания он не должен был касаться земли.
В Древней Индии (III-II тыс. до н. э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» (с мячом и битой, которая стала прародительницей хоккея на траве.
У северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю.
У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.
Мяч найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н. э., сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных. А в египетском «футболе» каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мяч у них был из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. А мяч из хрупкого песчаника можно было только осторожно перебрасывать друг другу - от удара о землю он мог разбиться.
Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» - дерево и «о-чу» - «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру. Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.
В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом.
В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч - это мягкий шар.
Любителям игры с мячом доставалось от властей. Епитимья за нее была предусмотрена церковными постановлениями, протопоп Аввакум призывал сжигать игроков на костре, в указе царя Алексея Михайловича (1648) о них говорилось: «. и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».
Картотека игр с мячом
Мяч об пол
Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.
Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим в шеренге напротив.
Методические приемы. Взрослый находится в таком месте, чтобы он мог сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает, как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола, намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось-поймай»).
«Охота на уток».
Все участники игры делятся на две команды: одни — «охотники», другие — «утки». Чертится большой круг. В кругу находятся «утки», за его чертой — «охотники». Задача «охотников» — выбить всех «уток», задача «уток» — увернуться от мяча. Игроки меняются местами, когда в кругу не останется ни одной «утки». Для этой игры вам понадобится легкий мяч среднего размера. Предупредите игроков, что нельзя бросать мяч с большой силой, чтобы не травмировать бедных «уток». Ведь это всего лишь игра!
«Перехвати мяч».
Для проведения этой игры вам понадобятся: большой мяч, безопасное пространство (все игры с мячом лучше проводить на улице, компания детей и взрослых (три человека — это уже группа). Участники игры становятся в круг на расстоянии двух шагов друг от друга. С помощью считалки выбирается один игрок, который остается в центре круга. Участники бросают друг другу мяч (в любом направлении, задача водящего — перехватить мяч. Вам нужно соблюдать некоторые правила: стоящие в кругу должны оставаться на своих местах и стараться бросать мяч прямо в руки другим игрокам, а перехватчик не должен подходить на расстояние ближе, чем 3—4 шага от бросающих. Если перехватчику удалось завладеть мячом, он становится на место того, кто сделал неудачный бросок.
«Поймай зайчика».
Для проведения этой игры вам понадобится неограниченное количество игроков и маленький мячик, который можно удержать в одной руке. Это и будет «зайчик». Все участники становятся в круг, руки прячут за спиной. Один из игроков остается в кругу, его задача — перехватить мячик, то есть поймать «зайчика». По команде ведущего (взрослый) дети начинают передавать мячик из рук в руки за спиной. Водящий может потребовать показать руки, и если он заметит у кого-то мячик (или «зайчика» случайно уронили, игроки меняются ролями. У игры может быть интересное развитие. Объясните участникам дополнительные правила. Если кто-то становится в круг и становится по собственной невнимательности водящим, его могут «запятнать», то есть прикоснуться к нему мячиком (прикасаться только к спине). Водящий должен быстро схватить мячик и в ответ прикоснуться к тому, кто его «запятнал». Если ему это удается, участники снова меняются ролями. Эта игра развивает внимательность и ловкость. Завершайте ее, когда почувствуется утомление в массах. Также вы можете изменять, упрощать игру, используя саму идею — «поймай зайчика».
«Не урони мяч»
Нужно начертить на асфальте старт и финиш. На старте дети стоят в шеренгу, так чтобы не мешать друг другу. В руках у каждого по мячу. Как только прозвучит команда «Марш!» детям нужно бежать и подкидывать мячик вверх. Побеждает тот, кто первым прибежал на финиш и не уронил мячик.
«Мяч в сетку».
На площадке на высоте 110—120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив - ловит.
«Выстрел мячом»
Цель игры. Закреплять навык катания мяча друг другу.
Описание игры. Дети распределяются на подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним, резко нажать на него и пустить по полу - «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой «выстрелы» мячом достигали цели.
Методические приемы. Воспитатель переходит от круга к кругу, показывает, как правильно выполнять задание, вводит новые варианты игры: выполнять задание в ином построении - кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; «выстрелить» мяч вверх над собой, поймать двумя руками.
«Мяч вдогонку»
Цель игры. Быстро передавать и принимать мячи, не роняя их.
Описание игры. Дети встают в два круга (две команды). Воспитатель раздает 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, цветные мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4-кратного повторения игры ребенок играет со всеми вместе. Сначала игра проводится с двумя мячами. Выигрывает команда, которая четко соблюдала правила игры.
Методические приемы. Воспитатель наблюдает за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места). Воспитатель следит, чтобы дети не задерживали мячи у себя, отмечает ловких, внимательных, сообразительных, вводит новые варианты: играть сидя на корточках; в колоннах по одному; сидя на скамейках; на полу; на коленях; передавать только определенной рукой, а принимать другой.
Выбор мяча
- Мяч должен быть удобен и не вызывать у ребёнка слез от ощущения собственной неловкости!
- Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч «не прыгучий» может быть «мячом катучим». Например, стеклянные шарики именно своей «не прыгучестью» и хороши! Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным – «не прыгучий» мяч кажется неживым.
- Тяжесть/легкость. Для ребенка, только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш ребёнок управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.
- Цвет. Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цвет восприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.
- Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не бьется, резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т. д.
- Окраска. Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка.
Дома и на улице.
Дома лучше использовать для игры мягкие мячи – тряпичные, вязаные, валяные, клубки ниток с закрепленным кончиком, воздушные шары, шарики для настольного тенниса и пр. и большие гимнастические мячи. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Для хранения «комнатных мячей» подойдет большая корзина в детском уголке.
Уличные мячи должны храниться отдельно у входной двери в такой же корзине, коробке или контейнере (резиновые мячи разного размера, футбольные, баскетбольные и др. спортивные мячи).
Картотека ситуативных бесед
Ситуация № 1. Чтобы было, если бы все мячи были одинакового размера?
(предположительные ответы детей)
Если мячи большого размера, то малыши не удержали бы их в руках.
Если мячи маленького размера, то ими неудобно было играть, ловить его.
Ситуация № 2. Чтобы было, если вдруг на земле исчезли все мячи?
(предположительные ответы детей)
Тогда нельзя было бы играть в футбол, волейбол, баскетбол и другие игры.
Ситуация № 3. Чтобы было, если вдруг мячи стали квадратные?
(предположительные ответы детей)
Тогда невозможно было бы ловить мячи и катать, пинать они бы не катились.
Список литературы:
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М. :ТСфера, 2007.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. –М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. Пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. Изд.
Центр «Академия»,2002.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 160 с.
5. Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников.
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.