Мария Шемякина
Физкультурно — оздоровительный проект «Малыши — Крепыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
«Малыши - Крепыши»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Раздел 1. Содержание проекта.
ПРОЕКТ «Малыши - Крепыши».
Актуальность темы:
Воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
Публикация «Физкультурно — оздоровительный проект „Малыши — Крепыши“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных видов движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания.
Систематическое выполнение основных видов движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.
Умение сидеть, ходить, бегать, прыгать являются основными вехами раннего развития ребенка, что может сказать и о скорости когнитивного развития ребенка, например – умении говорить.
Развитию основных видов движения в нашем дошкольном учреждении уделяется особое внимание, так как наш детский сад является компенсирующего вида, его посещают дети с различными диагнозами ЗРР, ДЦП, синдром Дауна, вальгусная деформация стопы, сколиоз.
Развитие основных видов движений наиболее актуально для наших детей, так как двигательное развитие ребенка непосредственно влияет на общее развитие, в частности, на формирование речи, психики, интеллекта, развитие зрительной, слуховой и тактильной систем.
Способность двигаться влияет на то, как дети видят, о чем думают и как разговаривают. Действительно, в последние годы стало более ясно, что когнитивное развитие более тесно связано с развитием грубых моторных навыков, таких как ползание или ходьба, и с развитием мелкой моторики, такой как хватание и манипулирование объектами.
Учёными, было доказано, что вместо того, чтобы оценивать двигательное и неврологическое развитие по отдельности, их надо рассматривать как две соединенные детали в большой, сложной системе, каждая из которых зависит одна от другой. Они работают вместе для того, чтобы совершать шаги вперед в физическом развитии ребенка.
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.
Совместными усилиями взрослые помогают детям находить свое "Я" в движении,
5
чтобы впоследствии они могли с любовью, в соответствии с потребностями своего
организма систематически заниматься физическими упражнениями или каким-либо видом спорта уже самостоятельно.
Цель проекта : Разработать модель управления воспитательной системой по физическому развитию детей с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа.
Задачи проекта :
1. Изучить состояние физического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
2. Разработать концепцию воспитательной системы по физическому развитию дошкольников ДОУ на основе обновленного содержания.
3. Создать возможности для формирования у детей физического развития, понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Повысить квалификацию педагогов ДОУ по физическому развитию детей.
5. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач физического воспитания, повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
6. Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по физическому развитию (материально - техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).
Принципы реализации проекта :
- принцип разностороннего развития личности;
- принцип гуманизации;
- принцип индивидуальности;
- принцип цикличности и систематичности;
- принцип взаимосвязи с семьей;
- принцип доступности медико-социальной помощи;
- принцип соблюдения прав человека и гражданина;
- принцип активности детей.
Формы реализации проекта :
1. Специально организованная деятельность.
2. Совместная деятельность с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Интеграция с другими образовательными областями.
5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.
6. Взаимодействие со специалистами ДОУ.
7. Внешние связи.
Здоровьесберегающие технологии:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
6
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения детей и родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Участники: воспитатели – дети - родители.
Время реализации проекта : сентябрь 2015- май 2016 гг.
Ожидаемые результаты:
1. Соответствующее физическое развитие детей возрастной норме.
2. Владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств.
3. Показание высоких результатов мониторинга развития двигательных качеств и физической подготовленности детей.
4. Формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков.
Новизна и практическая значимость:
• Новизна проекта по развитию основных видов движения и развитию физических качеств состоит из компонентов игры, которая обеспечивает психологический комфорт каждого ребёнка, обеспечивает физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни.
• Модель управления воспитательной системой по физическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума: спортивной школы.
• Воспитательная система по физическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов деятельности.
• Все формы организации по физическому развитию предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Этапы реализации проекта :
I этап поисковый (сентябрь 2015г.)
- определение темы проекта;
II этап – аналитический (сентябрь 2015г.)
- формирование творческой группы для создания проекта;
- изучение передового опыта по данному вопросу;
- анализ программ по реализации области «Физическое развитие»;
-отбор методики диагностики по развитию основных видов движений;
7
- обсуждение и утверждение проекта на педагогическом совете.
III этап - практический (основной этап реализации проекта : сентябрь 2015г. – май 2016г.)- внедрение проекта, реализация запланированных мероприятий.
IIII этап – контрольный ( завершающий этап: май 2016г.)
- выявить результаты внедрения проекта «Малыши – Крепыши» в физкультурно – оздоровительную работу.
Определенность перспектив работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:
При условии успеха реализации проекта дети освоят в полной мере основные виды движений, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения.
Родители – высокое качество физического воспитания.
Педагоги повысят свой профессиональный уровень.
Все это, в конечном счете, позволит обеспечить:
• повышение эффективности воспитательной системы;
• качественное улучшение физического развития воспитанников;
• укрепление материально-технической базы;
• максимальную адаптацию системы к запросам социума;
• повышение конкурентоспособности.
В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах физического развития.
Материально-техническая база:
физкультурный зал, оснащенный современным оборудованием;
спортивная площадка;
методический кабинет, оснащенный современной оргтехникой;
программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам физического развития детей всех возрастных групп.
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня:
- инструктор по физической культуре;
музыкальный руководитель;
учителя-логопеды, психолог;
руководитель театрального кружка «Мы дружим с театром»;
тренер спортивной школы.
Данный проект имеет оздоровительную направленность и ориентирован на формирование у ребенка ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний детей и их родителей о двигательной культуре, пропаганду двигательной активности и здорового образа жизни.
8
Проект реализует :
- освоение техники основных видов движений;
- формирование физических качеств и двигательной активности;
- систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений;
- достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий;
- возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений;
- частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач проекта предусмотрены следующие структуры:
- хороводы, различные виды игр;
- занимательные разминки;
- корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики;
- динамические и оздоровительные паузы;
- релаксационные упражнения;
- различные виды массажа;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Подбор материалов занятий разработаны в игровой форме, ориентированы на:
- развитие физических качеств;
- привычки к охране своего здоровья;
- к чистоплотности, аккуратности, порядку;
- культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений;
- навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их.
10
18
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 компенсирующего вида расположен в жилом микрорайоне. Рядом находятся школа и стадион.
В детском саду организованно 6 групп, 137 детей от 3 - 7 лет.
МДОУ детский сад №31 является компенсирующего вида, детский сад посещают дети с диагнозами ЗРР, ДЦП, синдром Дауна, вальгусная деформация стопы, сколиоз.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Данный проект по физическому развитию разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- СанПин 2.4.1.3049-13;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
- С учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №31 компенсирующего вида г. Орехово – Зуево.
Для реализации физкультурно – оздоровительного проекта и профилактики заболеваемости детей в ДОУ созданы необходимые условия.
1. В методическом кабинете находятся обобщенные материалы по физкультурно - оздоровительной работе :
- плакаты и демонстрационный материал;
19
- дидактические игры фабричного
и самостоятельного производства;
- методические разработки;
- методическая литература;
20
- аудио и видеодиски;
- создана педагогическая копилка «Азбука Здоровья», в которую вошли конспекты занятий, циклы бесед, праздники, развлечения, консультации для родителей и воспитателей, игры, презентации.
2. В каждой возрастной группе оформлен «Физкультурный Уголок», в котором имеются:
- дорожка здоровья 200х35 см- 1шт. ;
- корзина для метания предметов - 1шт. ;
- мешочки для метания – 5шт. ;
-кегли – 12шт. ;
- лента разноцветная (длина 50-60 см) - 6-8шт. ;
-мячи (диаметр 6-8, 10-12 и 20-25см) - по 6-8 каждого вида;
-обруч (диаметр 55-60 см) - 5шт. ;
- палки гимнастические – 8 шт. ;
- гантели пластмассовые – 10шт. ;
-шнур (длина 15-20 м) 1шт;
- кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении) – 1шт. ;
- набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа) – 13шт. ;
- блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т. д;
- шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
- пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;
- дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю, «Виды спорта» и т. д. ;
- настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Бильярд» и т. д. ;
- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);
- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках).
21
В каждой группе в «Уголке Здоровья» в соответствии с возрастными особенностями
детей имеются:
- детская горка;
- сухой бассейн;
- дорожки Здоровья (инновационные).
3. Спортивный зал ДОУ, оснащё нный следующим оборудование:
Скамейки гимнастические:
· Высота 40 см.
· Высота 30 см.
· Высота 20 см.
- гимнастические маты – 20шт. ;
- гимнастические коврики – 20шт. ;
- гимнастическая стенка (4 пролета);
- веревочная лестница;
- канат;
- дуги для подлезания (разной высоты) – 4шт. ;
- тренажёры;
- батут;
Мячи резиновые:
- диаметр 20-25 см. -25шт. ;
- диаметр 10-12 см. -18шт. ;
- массажные – 15шт. ;
- мячи надувные большие – 5шт. ;
- модули мягкие;
- баскетбольный щит с корзиной – 2шт. ;
-мишень;
-мешочки с песком – 20шт. ;
-гантели, погремушки, флажки, ленты, кубики, платочки – 25шт. ;
-кегли-12шт. ;
-наклонная доска- 3шт. ;
- бадминтон – 3шт. ;
22
-доска балансир;
- дорожки Здоровья;
- колесо балансир (трансформер) и др.
4. Физкультурная площадка ДОУ.
На территории детского сада имеется физкультурная площадка. Покрытие физкультурной площадки травяное, утрамбованное грунтом, беспыльное.
Физкультурная площадка состоит из :
- зоны с оборудованием для подвижных игр;
- зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;
- беговой дорожки;
- полосы препятствий.
На физкультурной площадке размещается выносное спортивное оборудование, предназначено для всех возрастных групп ДОУ.
23
По краям площадки установлено стационарное оборудование:
- гимнастическая стенка,
- дуги для подлезания,
- стойки для натягивания сетки.
Чтобы можно было проводить игры в волейбол и бадминтон, на физкультурной площадке установлены столбы, между которыми натягиваться сетка. Стойки для волейбольной сетки установлены по поперечной линии площадки.
В зимнее время года на физкультурной площадке оборудуется лыжня. Для обучения детей ходьбе на лыжах используется кольцевая дорожка вдоль границы участка.
24
Раздел 5. Результаты.
Важным условием успешного физического развития дошкольников является диагностическая работа.
В физическом развитии детей дошкольного возраста мониторинг помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками (ходьба, бег, прыжки, метание, бросание и ловля мяча).
Мониторинг по физическому развитию воспитанников проводился на начало и конец проекта (сентябрь 2015 – май 2016гг., с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы, проследить динамику развития основных видов движения детей, оценить эффективность данного проекта.
Тесты общероссийской системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей 5–7 лет в ДОУ
Таблица оценок физической подготовленности детей 5—7 лет в ДОУ, мальчики
Для того чтобы оценить эффективность проекта, мы сравнили двигательные качества детей участвующих в проекте и детей обычной группы.
Исходя из сравнительных данных физического развития можно сделать вывод, что предложенная система физкультурно – оздоровительной работы по проекту «Малыши – Крепыши» даёт значительную динамику в развитии основных видов движения детей.
Следовательно, проект «Малыши – Крепыши» можно использовать в дальнейшей работе.
При реализации проекта дети :
- освоили в полной мере основные виды движений, повысили стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения.
Родители – высокое качество физического воспитания детей.
Педагоги повысили свой профессиональный уровень.
27
Список используемой литературы:
1. Баюкова, Н. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения / Н. Баюкова // Детский сад от А до Я : журнал. — 2013 .— №4 .— С. 76-84.
2. Белова, Е. С. Развитие одарённых дошкольников с речевыми трудностями / Е. С. Белова // Начальная школа плюс до и после : журнал. — 2013 .— №5 .— С. 37-41.
Быкава А. И. и Осокина Т. И. Развитие движений у детей в детском саду. М., Академия педагогических наук РСФСР, 1968.
3. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн., 1992. – 44с.
4. Гужаловский А. А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.
5. Емельянова, И. Е. Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после : журнал. — 2013 .— №12 .— С. 14-16.
6. Двигательная активность ребенка в детском саду. Мозаика – Синтез. Москва 2000г.
7. Здоровьеформирующиее физическое развитие. Развивающие программы для детей 5-6 лет. Владос. 2001г.
8. Никитина, С. В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду / С. В. Никитина // Дошкольная педагогика : журнал. — 2013 .— №3 .— С. 12-13.
9. Движение день за днем. //Линка –Пресс. Москва 2007г.
10. РуноваМ. А. Радость движения. //Москва. 2004г.
11. Смирнова, Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2013 .— №2 .— С. 93-99.
12. Тарасова, Т. И. Услуги дошкольных учреждений и закон об образовании в Российской Федерации / Т. И. Тарасова // Советник с фере образования., : журнал. — 2013 .— №1 .— С. 80-85.
13. Трифонова, Е. В. Роль игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста / Е. В. Трифонова // Детский сад от А до Я : журнал. — 2013 .— №3 .— С. 4-15.
14. Трубайчук, Л. В. Проблемы дошкольного образования в свете стандартизации / Л. В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после : журнал. — 2013 .— №12 .— С. 6-9.
15. Фадеева, Е. Р. Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании / Е. Р. Фадеева // Наука и школа : журнал. — 2013 .— №4 .— С. 122-124.
16. Шишкина В. А. Движение+Движение. //Просвящение. Москва 1992г.
28