Екатерина Командирова
Физкультминутки и динамические паузы во время образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ — кратковременные физические упражнения — проводится в младшей, средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Публикация «Физкультминутки и динамические паузы во время образовательной деятельности» размещена в разделах
Динамическая пауза – это своего рода перемены в ДОУ
(как в школе перемены). Одно занятие закончилось, надо готовитьсяк другому. И в это время дети отдыхают, кто-то катает машинку, играет с куклой или с мячом, кто-то прыгает или просто сидит рассматривает книжку.
Значение физкультминуток
Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха.
Физкультминутка – это весело, интересно и полезно!
Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Проводя физкультминутку с детьми младшей и средней групп воспитатель использует следующие приё мы: - наглядность: воспитатель является участником физкультминутки, позывает движения (может быть приглашён для показа воспитанник старшей группы или работник ДОУ в костюме, использование картинок, презентаций, где изображён порядок действий (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев); - занимательность: проведение физкультминутки в игровой форме, использование весёлых стихотворений, потешек; - музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением;
- разнородные упражнения: на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи, на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, элементы самомассажа.
Формы проведения физкультминутки с воспитанниками младших и средних групп делятся на два типа — за столом/сидя на стульчиках или стоя. Предпочтителен второй вариант — маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы. Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами : погремушками, флажками, платочками, массажными мячиками, искусственными цветами и веточками. Длительность физкультминутки 1,5-2 минуты.
Поскольку внимание детей 1,5–4 лет непроизвольно, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников второй младшей и средней групп не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений.
Значение физкультминуток в старшей и подготовительной к школе группе.
Дети 5–7 лет больше времени проводят за рабочими местами — возрастает нагрузка на позвоночник, глаза, мышцы и связки ведущей руки (которой пишут, держат ножницы, рисуют).
Поэтому роль физкультминуток на занятиях со старшими дошкольниками возрастает год от года. Физкультминутки — обязательный элемент занятий с детьми 5–7 лет. Это короткий отдых, который помогает сохранить баланс физических и внутренних сил: с мышц снято напряжение, но тонус не ослаб, и настроение положительное.
Виды и формы физкультминуток в старшей подготовительной группе
Физкультурные паузы на занятиях в старшей и подготовительной группах проводятся в двух формах — непосредственно за рабочим местом (сидя) или на ковре группового помещения (стоя). Предпочтительно, чтобы каждая физкультминутка способствовала расслаблению всех групп мышц. Делая гимнастику для глаз или пальчиков в положении сидя, ребята могут встать рядом со столом, чтобы сделать несколько приседаний.
По содержанию и способу проведения физкультминутки для старших дошкольников делятся на 3 вида: -Оздоровительно-гигиенические физкультминутки — комплексы двигательных упражнений со стихотворным, песенным или музыкальным сопровождением.
-Танцевальные физкультминутки — двигательная импровизация под музыку
-Электронные физкультминутки — проецируемые на полотно видеоролики, на которых показываются движения.
Физкультминутки — проверенная временем здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками. Их выполняют малыши ясельной группы, притоптывая, прихлопывая и гремя погремушкой. Воспитанники средней группы совершенствуют двигательные навыки, внимательность и ловкость во время динамических пауз. Но максимально важны физкультминутки для будущих школьников: это способ формирования красивой осанки, забота о сохранении физического здоровья и позитивного настроения.