Яворская Татьяна
Физическое развитие детей раннего возраста и здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Ивановский детский сад «Теремок»
Нижнегорского района Республики Крым (МБДОУ Ивановский
детский сад «Теремок»)
Физическое развитие детей раннего возраста
и здоровьесберегающие технологии
Подготовил:
воспитатель группы раннего возраста
Яворская Татьяна Викторовна.
Публикация «Физическое развитие детей раннего возраста и здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
с. Ивановка, 2023
Движение – первичный стимул ума ребенка.
Николай Амосов
Организация занятий по сохранению и укреплению здоровья детей требует активного участия воспитателя.
Ранний возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия.
Физическое развитие детей раннего возраста
К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького ребенка. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка.
Характерной особенностью этого возраста является большой интерес к движениям. Особое значение имеют жизненно важные движения - ходьба, бег, прыжки, лазание, метание.
Одной из главных задач физического развития детей раннего возраста является формирование потребности в движении, содействие накоплению двигательного опыта, постепенного переходу от элементарного выполнения основных движений к овладению их различных способов.
Физическое развитие детей «Малыши-крепыши»
Утренняя гимнастика
Наш день начинается с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится как с предметами, так и без них, под музыку и без нее.
Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошее настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубикиВ конце зарядки провожу подвижную игру.
Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.
Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность.
Физическое развитие детей «Малыши-крепыши»
Занятия по физической культуре
Образовательную деятельность по физической культуре провожу, используя разные способы организации с использованием игрового образа.
Занятия по физическому развитию в нашей группе проходит 3 раза в неделю (два раза в спортивном зале и один раз на свежем воздухе.
Одежда детей и воспитателя соответствует занятию, жёлтая футболка и черные шорты.
Стараюсь провести занятие интересно использую для мотивации художественное слово, музыку. Дети на занятиях отправляются в сказочный лес, в гости к мишке и т. д. Выполняют прыжки на двух ногах, метание мешочками с песком в цель, ходьба по кругу, ходьба по гимнастической скамейке, катание мяча друг другу и т. д.
Физическое развитие детей в группе «Малыши-крепыши»
Подвижные игры
Преимущества подвижных игр в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме. Подвижные игры я использую на занятиях по физической культуре, на музыке, на прогулке, например: «Воробушки и автомобиль, Кошки – мышки», «У медведя во бору», «Пес Барбос» и многое другое.
Чтоб игра прошла интересной так же использую маски, различные атрибуты.
Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания.
Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки и т. д. Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий.
Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в нашей группе «Малыши-крепыши»
Гигиенические процедуры
Перед каждым приёмом пищи проводятся гигиенические и закаливающие процедуры, в частности мытьё рук и умывание лица. В летний период мытье ног.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.
Формирование тех или иных навыков всегда начинаю с мотивации.
К выполнению режимного процесса привлекаю небольшую группу детей, учитываю уровень сформированного их умений. Все действия выполняю вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, заворачиваю рукава своей одежды и прошу малышей сделать тоже самое, показываю и объясняю, как намыливать руки, как их тереть, делая круговые движения кистями, смывать мыло, вытирать руки индивидуальным полотенцем. На данный момент дети все знают свое индивидуальное полотенце. Поддержать хорошее настроение мне помогают стихотворения, песенки, потешки например: «Водичка, водичка умой мое личико»,.» Чистая водичка моет Саше личико., Ой, лады, лады, не боимся мы воды и т. д.).
Перед каждым приёмом пищи проводятся гигиенические и закаливающие процедуры, в частности мытьё рук и умывание лица. В летний период мытье ног.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.
Формирование тех или иных навыков всегда начинаю с мотивации.
К выполнению режимного процесса привлекаю небольшую группу детей, учитываю уровень сформированного их умений. Все действия выполняю вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, заворачиваю рукава своей одежды и прошу малышей сделать тоже самое, показываю и объясняю, как намыливать руки, как их тереть, делая круговые движения кистями, смывать мыло, вытирать руки индивидуальным полотенцем. На данный момент дети все знают свое индивидуальное полотенце. Поддержать хорошее настроение мне помогают стихотворения, песенки, потешки например: «Водичка, водичка умой мое личико»,.» Чистая водичка моет Саше личико., Ой, лады, лады, не боимся мы воды и т. д.)
Перед каждым приёмом пищи проводятся гигиенические и закаливающие процедуры, в частности мытьё рук и умывание лица. В летний период мытье ног.
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.
Формирование тех или иных навыков всегда начинаю с мотивации.
К выполнению режимного процесса привлекаю небольшую группу детей, учитываю уровень сформированного их умений. Все действия выполняю вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, заворачиваю рукава своей одежды и прошу малышей сделать тоже самое, показываю и объясняю, как намыливать руки, как их тереть, делая круговые движения кистями, смывать мыло, вытирать руки индивидуальным полотенцем. На данный момент дети все знают свое индивидуальное полотенце. Поддержать хорошее настроение мне помогают стихотворения, песенки, потешки например: «Водичка, водичка умой мое личико»,.» Чистая водичка моет Саше личико., Ой, лады, лады, не боимся мы воды и т. д.)
Дыхательная гимнастика
Дыхательная система детей не совершенна, поэтому, чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их очень нежная, воспаляющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем проводить дыхательную гимнастику мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.
Гимнастику дыхательную мы проводим в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. в утренние часы, а так же после сна. Дыхательные упражнения проводим также в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда, подуй на снежок, кораблик и т. д.).
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Закаливающие мероприятия.
Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от частных болезней, простуды, других заболеваний.
Прогулка
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На прогулке я провожу индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для самостоятельной деятельности детей. Сочетание этих разнообразную деятельность, делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Релаксация
Релаксация - формирует умение детей расслабляться. Способствует концентрации внимания, помогает снять напряжение, снимает возбуждение.
Релаксацию использую в конце физкультурного занятия, так же использую перед сном включаю колыбельные песенки, звуки леса, а так же пою сама.
Релаксация направлена на формирование эмоциональной стабильности ребенка, которая имеет огромное значение в адаптационный период, ведет к эмоциональному благополучию малыша.
Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому в нашей группе организован уголок уединения.
У нас есть уголок. Я его назвала «В гостях у солнышка». Прикрепили солнышко, радугу. Детям очень нравится уголок уединения. И на самом дели они любят уединиться, отдохнуть там, рассматривают книжки. Положили «Смайлики», один грустный, другой веселый. Так же можно определить какое настроение сегодня у ребенка. Использую в своей работе «Сухой бассейн».
Работа с родителями
Важным фактором здоровьесберегаюших технологий я считаю работу с родителями.
Для этого я использую следующие формы: родительские собрания, анкетирование, беседы, консультации, памятки, информационные листы, папки-передвижки.
Оформляются папки передвижки «Правильная одежда и обувь для дошкольника», «Расти здоровым, малыш», консультации для родителей «Как одеть ребенка на прогулку», беседы о необходимости закаливающих процедур: «Чистые руки, залог здоровья». «Как ухаживать за больным ребенком», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Грипп – как защитить себя и других», «Значение прогулки в жизни детей» и т. д.
Таким образом, используя здоровьесберегающие технологии, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Своими приоритетными задачами на перспективу считаю:
• продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательного процесса.
• повышать уровень теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни.
- улучшать материально-техническую базу.
В заключение можно сказать
Укрепление и сохранение здоровья детей - одна из главных наших задач, как родителей, так и педагогов.
- используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
- Здоровые дети – Это здоровая СТРАНА!
Хотелось бы закончить выступление такие словами:
Здоровье ребенка превыше всего,
богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!