Галина Метлина
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым : пусть работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится
в постоянном движении…»
Жан Жак Руссо
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Ранний возраст детей характеризуется, как возраст с определенными возрастными рисками. В этом возрасте происходит смена домашней обстановки, когда ребёнок начинаем посещать детский сад. Адаптация в детском заведении, социализация для ребенка раннего возраста не всегда гладко проходит. Так, как у ребенка не сформирована психика, и отрыв от привычной для него обстановки может неблагоприятно отразиться, как на психологическом, так и физическом здоровье. Дети раннего возраста, посещая детский сад, начинают болеть, снижается иммунитет и резистентность к вирусным заболеваниям.
Поэтому нужно, как можно раньше начинать профилактику для укрепления здоровья малышей. И начинать нужно с семьи, которая собирается привести ребенка в детский сад. В профилактическую работу по укреплению психологического и физического здоровья детей раннего возраста должны входить :
1. Адаптация к режиму детского сада.
2. Здоровое питание.
3. Подготовка детей к общению с другими детьми.
4. Развитие физических качеств.
5. Укрепление иммунитета, используя общеукрепляющие упражнения и закаливающие процедуры, солнце, воздух и вода.
6. Благоприятный климат в семье.
Ни кому не секрет, что ребёнок раннего возраста только начинает жизнь. Он, социализируясь, не имея опыта общения, может быть либо доверчивым, либо наоборот, скованным, застенчивым и необщительным ребёнком. И наша задача состоит в том, чтобы развить в нем те качества личности, которые будут помогать адаптироваться в окружающем мире. Здесь должны присутствовать и умение доверять тем людям, которые относятся к тебе с заботой, и умение общаться со сверстниками и с взрослыми. Самое главное ребёнок должен жить и развиваться в гармонии с самим собой – это важное условие для всестороннего развития и здоровья.
Для этого нужна определенная постановка целей, а именно:
- вариативно применяя формы работы с детьми раннего возраста привить им навыки здорового образа жизни
1) мытьё рук перед едой, после прогулки
2) обязательная утренняя гимнастика с общеукрепляющими упражнениями
3) развить умение прямо держать спинку
4) формировать желание играть в подвижные игры и т. д.
- Для развития желания играть, двигаться, приучаясь к здоровому образу жизни, нужно привлекать к работе и родителей и педагогов-воспитателей, музыкального руководителя, физкультурного инструктора. А так же большое внимание всех окружающих ребенка детей должно быть акцентрированно на обучении детей основным движениям и здоровому образу жизни и не упускать момента, применять различные методы и технологии для улучшения навыков здоровьесбережения.
Предлагаю рассмотреть технологии сохранения и укрепления здоровья, которые можно применять, как дома, так и в детском саду
1. Спортивные и подвижные игры
2. Физкультминутки
3. Динамические паузы
4. Дыхательная гимнастика
5. Пальчиковая гимнастика
6. Гимнастика после сна
7. Закаливающие процедуры
8. Массажные дорожки Спортивные и подвижные игры нужно проводить, учитывая возраст детей, и время проведения, когда дети активны. Нельзя проводить подвижные игры перед сном. А так же игры должны быть простыми и понятны ребёнку, например «Раз, два, три, к дереву беги», «Вот летали птички», «Мыши и кот», Солнышко и дождик», «Каравай» и т. д.
Физкультминутки проводятся непосредственно во время НОД в середине занятия. «Лягушка», «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем приседать».
Динамические паузы использовать можно в режимные моменты, где применяются комплексные упражнения «Где же наши ручки», «Рыбка плавает в водичке», «Все захлопали в ладоши» и др.
Дыхательная гимнастика проводиться в конце физкультурного занятия, на музыкальных занятиях и после подвижных игр требующих большой подвижности. Детям очень нравится игра «Ветерок», «Дудочка», «Губная гармошка», «Лети перышко», «Надуй шарик», можно предложить детям поиграть на свиристели, и т. д.
Пальчиковая гимнастика используется для спокойной обстановки. Перед сном можно провести игру с пальчиками: «Это вся моя семья», «Ладушки» «Сорока белобока» и др.
Гимнастика после сна делается для быстрого пробуждения детей. Для начала можно делать движения в кровати «Котята», «Мы проснулись», «Зайки на лужайке», «Веселая зарядка». Хождение по массажной дорожке с целью профилактики плоскостопия. Используя её в практике, мы решаем несколько проблем. Массажируя ступни, мы способствуем укреплению связок, развиваем сенсорное восприятие, способствуем быстрому пробуждению.
Закаливающие процедуры проводить лучше в домашних условиях. Но и в детском саду можно проводить ходьбу по дорожке здоровья, проветривать групповое и спальное помещение, умываться прохладной водой, а дома делать обливания постепенно понижая температуру воды.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся так же:
Утренняя гимнастика, которая проводиться каждый день, а комплекс рассчитан на 2 недели. Можно использовать музыку и различные атрибуты: кубики, флажки, обручи, погремушки и т. д.
Физкультурные занятия, способствуют развитию движений. Их целесообразно проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Так же в физкультурные занятия можно внедрять подвижные и музыкальные игры и совмещать с другими видами занятий. Здесь возможна интеграция с речевым развитием, познавательным, музыкальным.
Для развития тактильного восприятия, общения детей друг с другом можно применять массажные шарики, которыми малыши могут гладить ладошку друг, другу используя коммуникативную игру. Детям очень нравиться играть с нетрадиционным материалом. Можно использовать камушки, перышки, бумажные комочки и т. д. Во время таких игр между детьми происходит эмоциональный контакт, который способствует быстрой социальной адаптации, укреплению связи в группе между собой.
Арт-терапия способствует укреплению психического здоровья ребенка. Существует множество форм и методов арт-терапии, которые помогают раскрепоститься ребенку, успокоиться. Можно использовать методику восковой резист, технику Эбру (рисование на молоке, песочную терапию, танце – терапию и т. д.
Для сохранения здоровья детей необходима непосредственная работа с родителями воспитанников. Можно применять различные консультации, папки передвижки, картотеки с игровым материалом, выставлять на свой персональный сайт «Для родителей» презентации, мастер классы по обучению детей культурно – гигиеническим навыкам, здоровому, сбалансированному питанию, комплексов физкультурных занятий.
Чтобы дети физически развивались, были подвижными, и у них не угасало желание двигаться, их нужно заинтересовать для выполнения различных физических движений и сформировать умение использовать физкультурные атрибуты и оборудование. Используя вышесказанное в педагогической практике, у детей соответственно возраста, будет развиваться координация движений. Так же наладятся коммуникативные отношения, и дети без труда будут социализироваться, играя со сверстниками.
Подводя итог моей статьи, хочется, процитировать высказывание талантливого педагога и человека большой душевной щедрости, посвятившего свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании:
«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - А. В. Сухомлинский.