Оксана Гузева
Физические упражнения и подвижные игры на прогулке в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Физические упражнения и подвижные игры
В детстве ребёнку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребёнка, который необходимо использовать для укрепления здоровья детей и их успешного физического развития.
Темочки:
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Физкультура. Конспекты занятий по физкультуре
- Темочки
Глубокий смысл подвижной игры – её полноценная роль в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этнические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь. Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя. Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребёнка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познаёт окружающий мир.
Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи:
- расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость);
- воспитание самостоятельности и активности;
- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств.
Физические упражнения и подвижные игры на прогулке дают возможность организовать активную двигательную активность детей, развивать их физические возможности и регулировать физиологическую нагрузку.
Бег, прыжки, метание, борьба – всё это элементы подвижных игр. В играх развиваются такие двигательные навыки как быстрота, точность, координация движений, причём это развитие происходит значительно интенсивнее, поскольку оно связано с сильными эмоциональными переживаниями.
Самое лучшее время для активной двигательной деятельности воспитанников – это прогулка, на которой подвижные игры полезно сочетать с разнообразными физическими упражнениями. В результате двигательная деятельность детей на свежем воздухе будет более разнообразной и эффективной.
При выборе времени для организации подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе необходимо внимательно относиться к самостоятельной игровой деятельности детей, т. к. дети старшего дошкольного возраста могут увлечённо играть в сюжетно-ролевые игры и иногда без особого желания переключаются на специально организуемую подвижную игру или физические упражнения. Не следует прерывать творческую игру детей, а лучше перейти к подвижным играм и физическим упражнениям после её окончания.
Занятия нужно начинать с игр средней подвижности, чтобы дети почувствовали интерес к игре и разогрелись. Особой любовью детей пользуются такие игры как «Мышеловка», «Цепи кованые», «Раз, два, три, машина стоп!», «Поменяй домик», «Хитрая лиса» и т. д.
Далее можно перейти к играм высокой подвижности, где дети во время игры достигают пика своей активности. Это всеми любимые «Ловишки», «Мы весёлые ребята», «Выше земли», «Охотники и зайцы», «Караси и Щука», «Третий лишний», «Ласточки и буря», «День – ночь», Пастух, волк и овцы», «Чай-чай, выручай!», «Рыбаки и рыбки» и т. д.
Прогулку необходимо заканчивать играми малой подвижности, которые используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию.
Задачами малоподвижных игр и игровых упражнений является:
- снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
- снятие общего утомления, моторной напряжённости мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
- развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
- укрепление сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
- ориентирование в пространстве;
- формирование и закрепление двигательных умений;
- получение удовольствия и создание хорошего настроения;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их не значительна.
Спецификой данного вида игр является способ организации детей
(круг, врассыпную, шеренга и др.)
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Они проводятся со всеми детьми одновременно. К играм малой подвижности относятся: «У меня, у тебя», «У оленя дом большой», «Вперед четыре шага, назад четыре шага», «Ручки – ножки», «Овощи и фрукты», «Пол, потолок, голова», «Котик к печке подошёл», «Дом», «Пропавшие ручки» и т. д.
Во время прогулки широко используются народные игры. Эти игры как песни и сказки, созданы народом. Они заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Правила их просты и понятны: «Салки», «Жмурки», «Прятки», «Гуси – лебеди», «Фанты», «Горелки», «У медведя во бору», «Краски», «Кошки – мышки», «Удочка», «Горячий картофель», «Мороз – Красный нос», «Воробушки и кот» и т. д.
При повторении подвижных игр и физических упражнений с детьми старшей группы воспитатель должен стремиться, чтобы дети пытались организовать эту деятельность сами и способствовать проявлению самостоятельности, организованности и инициативы детей. В процессе физических упражнений и подвижных игр воспитатель наблюдает за взаимоотношениями сверстников, в случае затруднений своевременно оказывает помощь, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Желательно, чтобы воспитатель и сам принимал участие в выполнении упражнений. В подвижных играх он может взять роль ведущего или какого-либо персонажа. Это доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности на прогулке.
В старших возрастных группах в течении месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, разучено три – четыре игры; при этом каждая новая игра может повторяться более трех раз в зависимости от содержания, что позволит хорошо усвоить правила игры и сохранить интерес к ней.
Значительное место на прогулке отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения:
Подвижные игры на прогулке могут быть использованы для общего физического развития детей и для овладения и совершенствования навыков, необходимых для отдельных видов спорта. В интересной и увлекательной форме в играх воспроизводятся технические приёмы отдельных видов спорта. Многие подвижные игры являются подготовительными к спортивным.
Литература.
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015. -128 с.
2. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014. -128 с.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014. -128 с.
4. Фёдорова Н. А. Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы. ФГОС/Н. А. Фёдорова. - М. : Издательство «Экзамен»,2016. -46, (2) с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
5. Утробина К. К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОУ / К. К. Утробина. - М. : Издательство ГНОМ,2015,- 152 с. : ил.