Виктория Бондарева
Финансово-экономическое образование дошкольников: проблемы, противоречия, современные тенденции
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым финансово-экономическое образование подрастающего поколения. Современные социально-экономические условия диктуют необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с азами финансовой грамотности для воспитания самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, бережливых, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а, тем более, постижения специфичных понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. Основная цель включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это содействие формированию первичных социальных компетенций дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольных образовательных организаций. Таким образом, дошкольное учреждение – это первая ступень в цепочке социальных институтов, которое должно оказать помощь будущему гражданину страны в адаптации к современным экономическим условиям и облегчить вхождение в школьную и взрослую жизнь. Дошкольник уже способен понять, что такое деньги, их ценность, назначение, так как рано включается в экономическую жизнь семьи и овладевает финансово-экономической информацией на житейском уровне. Безусловно, что в период дошкольного детства именно семья играет огромную роль в создании культурной основы для формирования у детей отношения к экономическим ценностям. Если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится по этому вопросу стихийное собственное понимание, которое может быть не только неправильным, но и опасным для его последующего нравственного развития. Однако в настоящее время многие родители сталкиваются с проблемой нехватки знаний и навыков по управлению семейными финансами и по вопросам экономического воспитания детей, так как по разным причинам не получали соответствующую информацию в детстве. Низкий уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит принимать грамотные решения в будущем. Современные родители нуждаются в специально организованном финансовом просвещении, методической поддержке со стороны дошкольных образовательных организаций в формировании основ финансово грамотного поведения у детей. Основы финансово грамотного поведения – это сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке. Демонстрируя финансово грамотное поведение детям, родители будут грамотно осуществлять экономическое воспитание детей личным примером. О силе и эффективности личного примера родителей, в том числе и в экономическом воспитании детей, много писал А. С. Макаренко, который отмечал, что деньги – это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. В современной педагогической науке различные аспекты экономического образования детей дошкольного возраста широко представлены и активно обсуждаются на теоретическом уровне: формирование основ экономической культуры (Е. А. Курак, А. А. Смоленцева); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А. Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е. В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л. Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л. А. Голуб). Многочисленные исследования отечественных педагогов привели к созданию множества авторских программ по экономической подготовке детей. В ряде парциальных образовательных программ : «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой, «Экономика для малышей» А. Ю. Селезневой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А. А. Смоленцевой, «Экономическое воспитание детей в семье» И. А. Сасовой и др. представлено примерное содержание экономических знаний, предлагаемых для дошкольников, определены основные пути его реализации. Оригинальные по целям, содержанию, построенные с учетом возраста детей, они, как правило, не имеют преемственной связи друг с другом. Все это 28 обусловливает несопоставимость результатов экономического обучения и воспитания и противоречит основополагающему положению Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В сложившейся ситуацией остро встаёт проблема преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы заметна тенденция роста интереса науки и практики к экономическому воспитанию дошкольников, но всё ещё отмечается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Это подтверждается исследованиями Н. Л. Беляевой, которая указывает на возникшее противоречие : между признанием экономического воспитания начиная с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории экономического воспитания, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении. На наш взгляд, эффективный путь решения проблемы формирования финансовой грамотности дошкольников представлен А. Д. Шатовой, которая предлагает комплексный подход к организации процесса воспитания дошкольников, представляющий собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования. По мнению А. Д. Шатовой, «смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда». Педагогу дошкольного образования необходимо знать, что в процессе формирования у детей позитивных установок к различным видам труда вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, закладываются основы экономической и финансовой грамотности. Анализ программ по экономическому воспитанию дошкольников показывает, что авторы различных дополнительных программ рекомендуют в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых как средством удовлетворения человеческих потребностей, ценами и деньгами, рекламой товаров и услуг и т. п. По мнению большинства учёных, образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников должна вводиться преимущественно в старшем дошкольном возрасте и интегрироваться с работой по развитию у детей элементарных математических представлений. Ключевая роль в экономическом воспитании дошкольников отводится обогащению развивающей предметно-пространственной среды ДОО: внесению игрушек и атрибутов, моделирующих экономические отношения, дидактических игр экономического содержания. Деятельностный подход к воспитанию предполагает освоение детьми основ экономических знаний через все виды детской деятельности в ДОО: игру, труд, изобразительную деятельность, ознакомление с социальным миром и др., но главная роль отводится игре. В современных дошкольных образовательных организациях обозначилась тенденция активной реализации двух моделей внедрения основ финансовой грамотности. Первая модель – это «Обучение финансовой грамотности детей и взрослых в рамках образовательного процесса ДОО». Эта модель предполагает не только организацию групповых занятий воспитателей с детьми, но и проведение работы по повышению финансовой грамотности родителей. Воспитателю необходимо выделить наиболее интересные темы, подобрать эффективные формы проведения таких занятий, в том числе экскурсий. Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников, по мнению Л. А. Голуб, является занятие, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению. Эта работа может проводиться в рамках образовательных событий ДОО (игры, квесты, ярмарки как разовые или периодические мероприятия). Для этого образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России. Вторая модель – «Обучение финансовой грамотности в рамках дополнительных программ в ДОО или организации дополнительного образования детей». В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность». Анализ педагогической литературы по проблеме экономического воспитания и формирования основ финансовой грамотности показал, что необходимо финансово-экономическое просвещение всех участников образовательных отношений. Начинать этот процесс следует с выявления «проблемных полей» и планирования точек роста по развитию компетенций педагогов образовательных учреждений, анализа имеющихся условий предметно-пространственной среды и определения задач по её преобразованию или совершенствованию. На начальном этапе педагогам необходимо обучение на соответствующих курсах повышения квалификации. Эффективным в плане организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях является создание творческих лабораторий по данному направлению, в которые, прежде всего, должны входить педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста. В рамках деятельности этих лабораторий эти педагоги могут активно внедрять в практику педагогической работы дошкольного образовательного учреждения разные виды деятельности для формирования у детей элементарных представлений о мире финансов и экономики. Например, эффективна такая форма работы, как методическая неделя по запросам воспитателей, в рамках которой можно проводить различные мероприятия: образовательные интерактивы, мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг-сессии и др. Таким образом, актуальные исследования процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, убедительно доказывают, что эффективными педагогическими условиями этого процесса выступают: 30 наличие в образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья : цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат; создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе; организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей. В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь их социальной адаптации в обществе, формирования образа будущей семьи. Финансово-экономическое образование дошкольников в современных условиях общества находится на пути своего активного развития, так как сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. От их финансовой грамотности и экономической воспитанности зависит будущее нашего общества. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка только начинает формироваться внутренняя социальная позиция.