МААМ-картинки

Фиксация результатов наблюдения детьми старшего дошкольного возраста

Галина Дружинина
Фиксация результатов наблюдения детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Окружающий мир является бесконечным источником познания для ребенка. Можно бесконечно говорить о видимых живых объектах и явлениях неживой природы. Поэтому наблюдение в детском саду является одним из важнейших способов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Под руководством воспитателя дети осуществляют наблюдение по плану :

Постановка цели

Выявление мотивов

Составление плана

Наблюдение

Фиксация результата

Публикация «Фиксация результатов наблюдения детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Последний пункт вызвал затруднение и у детей, и у меня, как начинающего воспитателя. Очень быстро пришло понимание, что без завершающего этапа наблюдение не эффективно, не происходит осмысление увиденного и дети забывают полученную информацию. Поэтому я изучила возможные способы фиксации результатов наблюдения и стала применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов: ментально-словесные, использование готовых форм, изобразительные.

Ментальные-словесные способы:

- ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ. Примером может служить наблюдение за животным. В рассказе придерживаемся плана-описания: части, форма, цвет, размер, отличительные особенности

- для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание. Часто используем обратный вариант – надо рассказать о предмете тому, кто этот предмет не видит).

- сравнение объекта с уже известным (средняя группа – акцент на отличительные признаки (у одного растения листочки мелкие, у другого крупные, один стебель прямой и устойчивый, другой вьющийся, свисающий); старшая группа – акцент на сходство (у всех птиц есть 2 крыла, 2 ноги, тело покрыто перьями).

- включение материалов наблюдений в дидактические игры («опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

- прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают, вода замерзает при отрицательных температурах и тает при положительных).

Фиксация результатов с использованием готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

- картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями (способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т. д.).

Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов ( Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

- рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

- составить рассказ

- сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

- находить сходства и различия между объектами

- играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

- решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т. д.)

Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.

Изобразительные способы:

Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т. к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

Использование условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).

Результаты наблюдения часто фиксируем с помощью пиктограмм – упрощенных значков, указывающих на наиболее важные свойства наблюдаемых объектов. На первом этапе пиктограммы предлагал воспитатель, затем дети сами с удовольствием придумывали такие значки.

Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней). Этот прием помог детям запомнить особенности формы листьев различных деревьев, растущих на территории детского сада

Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта (трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения.

И словесная и визуальная фиксация результатов важны для осознанного наблюдения за любым объектом или явлением.

Публикации по теме:

Дневник наблюдения за погодой для старшего дошкольного возрастаДневник наблюдения за погодой для старшего дошкольного возраста Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Дошкольники учатся замечать изменения погоды в зависимости от времени года,.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаКонспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста Сосна Спросите у белки, И скажет она: - Сосновая шишка Отменно вкусна. Спросите синицу, Ответит синица, Что с белкою можно Вполне согласиться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фиксация результатов наблюдения детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 18:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фиксация результатов наблюдения детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дружинина (УИ 6524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД