Ольга Харченко
ФГОС ДО Как мы к этому шли.
▼ Скачать + Заказать документы
Каким образом Дмитриевские дошкольные группы начали переход к образовательным стандартам? Прежде чем приступить к любому делу, нужно иметь перед собой определённые цели и разработать план. Таким планом для нас стала Дорожная карта - своеобразное руководство по внедрению ФГОС. Этому предшествовало тщательное изучение всех нормативно-правовых документов, неоднократное посещение районных семинаров, обсуждение основных положений. Проведя стартовую оценку готовности нашего учреждения, мы пришли к выводу, что переход к образовательным стандартам будет осложняться многими факторами. Сюда мы отнесли, прежде всего, материально-техническое оснащение, отсутствие постоянной методической помощи, ввиду того, что в группах не предусмотрена должность старшего воспитателя
Публикация «ФГОС до, Как мы к этому шли,» размещена в разделах
Большую надежду мы возлагали на информационно-консультационные семинары по примерным основным образовательным программам дошкольного образования с учетом ФГОС, организацию межкурсового сопровождения педагогов через педагогические ассоциации, мастер-классы, педагогическое проектирование. В этом нам помогают старшие воспитатели ДОУ№3 и №7. Хотелось бы заметить, что три воспитателя наших групп учатся в Белгородском Государственном университете, один проходит дистанционную курсовую подготовку по теме: «Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС» в Университете «Первое сентября». За время учебных сессий воспитатели участвуют в «круглых столах», семинарах и коллоквиумах, в ходе которых рассматривают тему внедрения ФГОС в разных аспектах этого понятия.
Мы считаем, что переход к образовательным стандартам очень важен в условиях работы дошкольных групп в структуре Дмитриевской средней общеобразовательной школы, а расположение в здании учебного заведения, способствует более тесному взаимодействию коллектива педагогов-дошкольников и учителей. В этой связи особую актуальность имеет вопрос преемственности в работе нашего дошкольного учреждения и школы, с учетом реализации ФГОС.
Итогом дошкольного детства является школьное обучение - непростой и очень важный период жизни малыша. Перед педагогами школы и воспитателями старшей разновозрастной группы стоит общая задача: создание условий для успешной адаптации младших школьников.
В. А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» Наследие этого педагога, его бесценные мысли и труды не теряет своей актуальности и в наши дни, ведь непрерывность образования и преемственность всегда были и остаются одними из важнейших проблем. Зачастую школьную готовность учителя и родители желают видеть как совокупный объем знаний и умений, полученных в детском саду или в результате подготовки в домашних условиях. На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя обычно отвечают: «Читающего, знающего состав числа из двух меньших, решающего логические задачи, владеющего навыками пересказа и рассказывания, способного списывать печатными буквами заданный текст». Таким образом, к детям в начале школьной жизни уже предъявляются завышенные требования, а малышей, несмотря на все запреты, пропускают через входные испытания.
Родители, опасаясь неуспешности ребёнка, стремятся научить своё чадо читать, писать, и решать логические задачи, считая именно это залогом их хорошей учебы. Собственно это и стало причиной того, что дошкольные образовательные учреждения в угоду школе и родителям стали дублировать формы и методы, цели и задачи, школьного обучения, что привело к сокращению времени для такой важной и специфичной формы детской деятельности как игра - она все больше и больше уступает место обучению на занятиях. Все это значительно осложняет жизнь дошкольников.
Ухудшение здоровья детей, в результате повышенных нагрузок и переутомления приводит к снижению учебной мотивации, потере интереса к учёбе, и что более страшно, все вышесказанное, вызывает у детей неврозы, является предпосылками других более тяжких последствий при переходе к школьному обучению.
В этой связи, реализация ФГОС ДО является настоящей находкой для мыслящих, творческих педагогов, которые пекутся не только о показателях, но о ребенке, представляющем собой особенную личность, чьи интересы он должен защитить. Это является основной причиной важности правильного построения преемственности между детским садом и школой. Этот вопрос требует определенно нового подхода.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Цель преемственности в том, чтобы обеспечить полноценное личностное развитие, психологическое и физиологическое благополучие ребенка в непростой переходный период от дошкольного детства к школе. Нашу деятельность мы ориентируем на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания, что способствует более лёгкой адаптации. Педагогам, в своих общих усилиях, необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В ходе реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования будет происходить обеспечение преемственности двух звеньев системы - дошкольного и начального. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
А самое главное, на первый план выступает самоценность дошкольного детства, учитываются факторы его неповторимости, необходимости видеть в ребенке личность, индивидуальность, требующую к себе особого подхода.
С целью более близкого знакомства с нашими воспитанниками мы провели несколько встреч с будущим учителем наших дошколят, организовали встречу с родителями. П. В. Гончарова объяснила суть ФГОС начальной школы, раскрыла связь образовательных стандартов ДО и начальной школы.
Считаем, что нашими всеобщими усилиями, стремлением к преобразованиям в дошкольном мире мы сможем добиться положительных результатов при внедрении ФГОС. И на этот раз наши стремления направлены не на высокие показатели, а на улучшение качества проживания дошкольниками такого важного периода их жизни, как детство.