Татьяна Ситникова
Преемственность ФГОС ДОи ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию опыт работы МБДОУ д/с «Ракета» и МБОУ «Гальбштадская СОШ» по преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО
В нашем детском саду общеразвивающей направленности реализуется программа «От рождения до школы», разработанная на основе ФГОС.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Публикация «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС ноо» размещена в разделах
Преемственность в работе детского сада и школы обычно сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка.
Поэтому целью нашего дошкольного учреждения является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Для реализации преемственности детского сада и школы мы поставили себе следующие задачи:
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создать благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
-увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям: методическая работа с педагогами, работа с родителями, работа с детьми.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных педагогических советов ДОУ и школы; на первом педсовете мы утверждаем план работы по преемственности.
А также проводим семинары, мастер-классы, методические встречи для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 78% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 22% средний уровень адаптации, а неадаптированных детей нет.
В рамках сотрудничества с родителями проводятся совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, проводим анкетирование и тестирование родителей.
Целью данных опросов является изучение самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу. С помощью тестов мы можем достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. По результатам тестирования 81% родителей считают, что их ребенок готов к школе, 18% думают, что могут возникнуть трудности, 1% респондентов считают, что ребенок еще не готов к школьной жизни.
В нашем селе один детский сад и одна школа. С одной стороны – это минус, так как у родителей нет выбора, в какую образовательную организацию отдать своего ребенка, но мы считаем это нашим преимуществом, потому что учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году, имеют возможность заранее познакомиться со своими будущими учениками и их родителями, что тоже не мало важно. Так как налаженный контакт с родителями будущих первоклассников имеет большое значение для психологической готовности всей семьи. Воспитанники подготовительной группы посещают адаптационные курсы занятий, организованные при школе. Занятия проходят по субботам с октября по май. Учитель составляет свою программу по предшколе таким образом, чтобы она не противоречила программе детского сада. Данная программа рассчитана на 68 часов. Работая с детьми дошкольниками, учитель при этом тесно сотрудничает с воспитателем подготовительной группы.
В течение года педагоги школы систематически посещают занятия в детском саду, а воспитатели приглашаются на открытые уроки в начальной школе, что дает возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность по совершенствованию методов обучения детей.
В августе дети имеют еще одну возможность более тесно познакомиться со школой. Это посещение предшкольной площадки «Я – будущий первоклассник» с шестичасовым пребыванием и трехразовым питанием, где с ними занимаются на ряду с учителями начальных классов, педагог-психолог, учителя музыки, физкультуры, немецкого языка.
Уже много лет в нашем детском саду налажена работа по раннему изучению немецкого языка. Воспитанники детского сада старшей и подготовительной группы изучают немецкий язык в рамках дополнительного образования. Занятия по раннему обучению немецкого языка ведут учителя из школы. Придя в первый класс, дети продолжают заниматься немецким языком в рамках внеурочной деятельности.
Результатом целенаправленной работы педагога и детей дошкольников становится участие в традиционном районном конкурсе театрализованных представлений «Жар птица». В прошлом году наш детский сад занял 3 место в данном конкурсе в номинации «Лучшая постановка на немецком языке» среди детских садов нашего района.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу, посещение школьной библиотеки, музея, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
Частые и желанные гости наши выпускники. Они активно принимают участие в мероприятиях детского сада. Ни один Новый год не обходится без наших школьников, они участвуют в новогодних представлениях. 1 сентября в рамках тематических уроков «Я-талантлив» на праздник, посвященный дню знаний была приглашена многодетная семья Елизаровых, старшая дочь Олеся показала детям выставку своих рисунков, рассказала о своей семье. В октябре в детском саду прошло мероприятие, посвященное Дню пожилого человека, которое было организовано совместно с учениками школы. Для гостей была представлена концертная программа и совместная выставка детских поделок.
Наша школа славится своими спортивными достижениями, и мы стараемся воспитывать гордость за своих бывших воспитанников, прививать любовь к спорту с детского сада. Воспитанники детского сада принимают участие в районной Олимпиаде, которая проводится на базе школы.
Ежегодно в апреле наши воспитанники участвуют в школьном фестивале «Весенняя капель»
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.