Кирсанова Светлана
Педагогический совет — школа педагогического мастерства педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нельзя научить человека на всю жизнь.
Его надо научить учиться всю жизнь!
1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления
В дошкольном образовании принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Новый стандарт направлен на повышение уровня качества дошкольного образования в Российской Федерации.
Публикация «Педагогический совет — школа педагогического мастерства педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Основная задача детских садов – обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Педагоги должны создавать условия, при которых дети развиваются, полноценно проживают дошкольное детство, и в результате, готовы к переходу на следующий уровень образования – поступление в школу.
В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.
Современный педагогический совет – это презентация новых идей, проходящая в атмосфере творчества и делового сотрудничества, это источник новых знаний и практических рекомендаций. Но, как и раньше, он требует кропотливой и серьезной подготовки.
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.
Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
К компетенции Педагогического совета относится :
- определение направления образовательной деятельности Учреждения;
- обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации:
- отбор и утверждение образовательных программ;
- вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности Учреждения;
- выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- вопросы организации дополнительных услуг родителям;
- обсуждение годового календарного учебного графика;
- организация работы по повышению квалификации педагогических работников и развитию их творческого потенциала;
- утверждение характеристики работников, представляемых к наградам;
- рекомендации и предложения по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, в том числе по укреплению здоровья и организации питания.
Решение, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом, является обязательным.
Педагогический совет избирает председателя и секретаря сроком на 1 год.
Председатель Педагогического совета :
- организует деятельность Педагогического совета;
- информирует членов Педагогического совета о предстоящем заседании за 7 дней;
- регистрирует поступающие в педагогический совет заявления, обращения, иные материалы;
- определяет повестку заседания Педагогического совета;
- контролирует выполнение решений Педагогического совета;
- отчитывается о деятельности Педагогического совета перед Учредителем.
Заседания Педагогического совета проводятся в соответствии с планом работы, но не реже 4 раз в течение учебного года.
Заседания Педагогического совета протоколируются. Протоколы подписываются Председателем Педагогического совета и секретарем.
Заседания педагогического совета правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава.
Решение педагогического совета считается принятым, если за него проголосовало половина присутствующих педагогических работников.
2. Виды педагогических советов
• установочный – проводится до начала учебного года, в конце августа и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию годового плана и ориентирует на решение предстоящих проблем;
• тематический педсовет посвящается одной из годовых задач педагогического коллектива;
• итоговый – проводится в конце учебного года.
3. Формы педагогических советов
Педсоветы различают и по формам организации: традиционные и нетрадиционные.
Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.
3.1 Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания.
На педсовете может не быть основного доклада, он заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.
3.2 Нетрадиционные педагогические советы
Педсовет – деловая игра - это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ для активизации итоговых педагогических советов.
Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.
Педсовет – круглый стол. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.
Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.
Педсовет-диспут предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения.
Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Педсовет – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.
В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.
Примерная структура заседания педсовета
• информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
• информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
• вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
• обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
• заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
• принятие советом педагогов решения голосованием.
Таким образом, педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для улучшения воспитательно-образовательного процесса, реализует требования современной науки и передовой практики.