Ольга Хрулёва
Феномен популярности детей старшего дошкольного возраста среди сверстников в игре
▼ Скачать +Заказ
Популярность Высокая степень востребованности кого-либо или чего- ВВЕДЕНИЕВ дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4 - 5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными.
Публикация «Феномен популярности детей старшего дошкольного возраста среди сверстников в игре» размещена в разделах
От того, как сложатся отношения ребенка со сверстниками, во многом зависит последующее личностное и социальное развитие малыша, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, ребенок тянется к ровесникам, умеет общаться с ними, не обижая одних и не обижаясь на других. Можно надеяться, что и в будущем он не будет испытывать коммуникативных проблем.
Групповые симпатии и антипатииПонятно, что отношение ребенка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно два-три имени предпочитаемых или отвергаемых дошколят будут повторять разные дети. Ребята, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания.
причины популярности и непопулярности ребенкаИсходя из опыта работы, а также проведения необходимых методик, выяснилось, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.
Нравственные качества популярных детейТак же становится понятно, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются те, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода, и именно оно делает ребенка популярным и предпочитаемым ровесниками.
Отношение к ровесникам непопулярных детейУ детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении — доказать собственное превосходство или оградить свое "Я" от других. Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении. Поэтому необходимо поддержать малыша в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов.
Как помочь ребенку завоевать расположение сверстниковСложность заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.
Первый этапПреодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.
Второй этапНеобходимо научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например, "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем" и др.
Третий этапНужно дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Эта поддержка не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре больной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Закрепление результата - Совместная деятельность детейСовместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причем такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера.
Эту же стратегию можно реализовать не только в специальных играх, но и в повседневной жизни в семье. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на "хороших" и "плохих" может только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе, а о результате самой деятельности. Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию этих других. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобной стратегии в дошкольном возрасте способствует достижению этой цели, а значит и обеспечит признание ребёнка в группе сверстников.