Наконечникова Евгения Сергеевна
Фасилитация — эффективный метод наставничества в малокомплектном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьёзной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий. Настоящее время в системе образования – это время инноваций. Они связаны со стремлением человека реализовать себя и свои идеи. Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. В 2020 году МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №11» получил статус муниципальной инновационной площадки. Приоритетным направлением ДОО являлось формы взаимодействия вновь поступающих педагогов в малокомплектном детском саду.
Публикация «Фасилитация — эффективный метод наставничества в малокомплектном детском саду» размещена в разделах
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Для решения данной проблемы актуально использование активных форм работы в системе взаимодействия взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.
Вашему вниманию мы хотим представить одно из мероприятий, которое проходило в детском саду с педагогами в рамках инновационной деятельности, составленное нами совместно с психологом детского сада Фесенко Инессой Владимировной. Это была деловая игра под названием «Моя жизненная позиция». Целью данного мероприятия было увидеть и ощутить себя частью коллектива, научить находить в себе сильные стороны и развивать слабые качества. Задачей деловой игры было определено помочь педагогам раскрыть творческий потенциал для того, чтобы улучшить своё педагогическое мастерство и повысить качество работы коллектива, а также создать положительные эмоции к инновационной деятельности.
В игре мы использовали как коллективные, так и групповые формы работы с педагогами, соблюдая правила конфиденциальности, очерёдности высказываний, добровольности участников, использовали я-высказывания, говоря о собственных чувствах, и упускали оценочные суждения других участников тренинга.
В упражнении «Паутинка», сидя в кругу ведущий наматывал на палец клубок ниток и передавал другому участнику, называя его имя и качество, которое ему нравится в нём. И так клубок переходил из рук в руки, образуя в результате паутинку, что обозначало единение педагогов. Таким образом, мы помогали педагогам раскрываться в совместной деятельности.
Упражнение помогло напомнить, что педагоги — это коллектив, которые могут достигнуть желаемых целей только при объединении усилий каждого педагога.
В ходе упражнения «Представление партнёра» участникам предлагалось образовать пары с малознакомым коллегой и в течении нескольких минут собрать как можно больше информации друг о друге. Затем участники представляли своих партнёров с помощью информации, которую получили.
В упражнении «Дерево» участники называли известные породы деревьев и обсуждали, что общего есть у них. Каждый участник продолжал фразу: «Если бы я был деревом, я хотел бы быть… (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбивались на три группы, изображали на листе бумаги дерево, выделяя ту часть, которой хотели бы являться, и обосновывали свой выбор.
По окончанию работы рисунки поместили в центр круга, а участникам групп предлагалось найти метафорический смысл этого упражнения. «Дерево» можно рассматривать, как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни. Такое упражнение было проведено нами для осознания своей жизненной позиции и повышения творческого потенциала участников.
Педагоги охотно принимали участие в деловой игре. В коллективной работе при помощи «мозгового штурма» педагогами была придумана сказка «Росло два деревца» с поучительным концом.
В завершении участники обсудили сказку, проговорили то, чему она учит и что можно взять для себя, предложили свою моральную и нравственную суть игры.
Оценка своего настроения до и после работы в режиме игры была положительна оценена всеми участниками. Мы уверены, что использование такой формы работы с педагогами, даст возможность раскрыться и повысить свой творческий потенциал, всем без исключения.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что данное направление инновационной деятельности востребовано и целесообразно.