Елена Дятлова
Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается достаточно устойчивая тенденция к тому, что активная речь у детей появляется позже, чем это было 15 - 20 лет назад. И очень часто родители детей от 1, 5 до 2-х лет обращаются с одним вопросом: «Мой ребенок не говорит. Что делать?»
В нашем ДОУ мы проводим консультации для родителей детей, вновь поступающих в дошкольное учреждение. И разработали конкретные советы для развития речи малыша. Этими советами хочется поделиться с пользователями сайта.
Ребенку исполняется 1 год.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок не говорит“» размещена в разделах
Советы родителям для развития речи малыша.
1. К 3 годам в основном заканчивается созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными формами родного языка. Если в первые три года развитию речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Многие причины задержки речи и ее дефекты у детей среднего и старшего дошкольного возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Второй год жизни является решающим в развитии речи ребенка, т. к. согласно исследованиям физиологов, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
2. Общие правила. Что надо знать родителям?
- ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;
- называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время общения с ребенком;
- говорите с малышом спокойно, коротким фразами, пользуйтесь правильным русским языком;
- не переходите на «детский» язык сами и не разрешайте этого делать другим взрослым;
- уделяйте ребенку больше времени, почаще берите на руки, давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
- поощряйте любые попытки малыша заговорить : ваш ребенок начнет разговаривать только тогда, когда у него возникнет в этом потребность и когда вы захотите его слушать. Не выполняйте желание ребенка без речевой просьбы. Скажите: «попроси», «что хочешь?», «не понимаю». Ребенок привык общаться с вами «жестами». И если он удовлетворяет все свои потребности одним движение пальца, то у него не возникает этой самой потребность говорить. Но здесь должна быть разумная грань. Не доводите малыша до слез, а просто скажите за него;
Развивать речь ребенка – это не значит посадить и заниматься с ним. Это должно происходить естественным образом в повседневной жизни.
3. Как помочь ребенку? Что делать?
3.1. Развиваем мелкую моторику пальцев рук. «Формирование словесной речи ребенка начинается только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности». Эта работа должна быть систематической! Ежедневной! Упражнения могут быть такие:
• Массаж пальцев рук (растирание, разминание каждого пальчика от кончика к центру ладошки, пассивное сгибание и разгибание пальцев рук, потереть ладошку о ладошку, похлопать в ладошки и т. д.).
• Перекладывание различных предметов из одной емкости в другую.
• Разбирание и собирание пирамидок. Крупная мозаика.
• Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая…»).
3.2. Обязательно нужно петь колыбельные песенки. Когда мама тихонько напевает, ребенок в состоянии полудрема бессознательно усваивает речевые образы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою …не буди.
***
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем Лялечку подцепить,
Да…уложить.
…будет спать,
А котик ее качать.
Баю-бай, баю-бай,
, засыпай.
***
С неба гули прилетели,
Сели, сели, зашумели,
Ой, вы гули не шумите,
Мою детку не будите.
3.3. Очень косвенно, издалека нужно вырабатывать плавный вдох через нос и выдох через рот.
• понюхаем цветочек, фрукты, овощи;
• подуем на горячую еду
• сдуем ватку с ладошки, одуванчик, листочек и т. п.
Обращаем внимание, чтобы не надувались щечки, а воздух выходил строго через губки, сложенные трубочкой. Для этого можно надавливать своими пальцами на щечки ребенка.
3.4. Как уже отмечалось, очень полезно разговаривать с ребенком «лицом в лицо». Когда лицо ребенка близко к лицу взрослого и малыш может наблюдать движения губ, языка взрослого, можно:
• говорить, петь такие песенки, звуки: а, у, и, ау, уа, ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та.
• Показать язычок – спрятать; пошлепать язычок верхней губкой, говоря при этом пя-пя-пя и другие простые движения.
В этом возрасте нельзя акцентировать внимание на звуке «Р». Он может получиться у ребенка искаженным.
3.5. Обязательно читаем ребенку книги. Первые книжки после одного года – это книжки-игрушки с крупными красочными картинками и минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним, просите показать… Первые книжки для чтения - народные потешки, песенки, прибаутки, считалки. Кроме стишков можно начивать читать русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», английские народные песенки в переводах С. Маршака, К. Чуковского, стихи «Игрушки» А. Барто.
После 1,5 лет, ближе к 2 годам некоторые дети готовы к восприятию более сложных стихов и сказок. Если малыш готов – не задерживайтесь долго на простейших книгах, расширяйте круг его чтения, руководствуясь соображениями доступности текста. Ни в коем случае не отказывайте ребенку, когда он просит почитать книжку.
3.6. Продолжаем знакомить ребенка с названиями предметов, действий, которые родители выполняют по уходу за ребенком. Чтобы ребенок верно понимал названия предметов, действий, он должен больше общаться с предметом, действовать с ним, а не просто рассматривать (держать, ощупывать, качать). И одновременно слышать обозначение словами: «Круглый мяч. Большой мяч. Красный мяч. Покатаем мяч. Укатился мяч. Это собачка. Собачка беленькая. Это мишка. Мишка мягкий.»
Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету и величине. «Эта собачка маленькая, а эта собачка большая.» Пусть малыш чаще играет, действует с игрушками, предметами, а вы в это время правильно называете игрушки, действия, признаки и не один раз, а до 7-10 раз. Это поможет ребенку научиться узнавать, различать и со временем точно и правильно называть слова.
3.7. В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения. Почаще обращайтесь к нему с просьбами: «Принеси мишку, куклу Катю, подай ложечку, шапочку и т. д.» Действия малыш выполняет только в том случае, если он уже слышал и знает это. Т. е. вы называли это ранее, неоднократно. Чем чаще вы будете заниматься этим с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше сам заговорит. Используйте активнее режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. «Наденем шапочку. Красивую шапочку. Дай мне шапочку. Надеваем шапочку. Будем кушать суп. Вкусный суп. Саша любит суп? Скажи: да, да.» В разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус, независимо от того, как это называет ребенок.
Очень многое для развития речи ребенка и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Смотри, собачка бежит. Собачка маленькая. Собачка лохматая. Покажи собачку.»
Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. «Ой, какой снежок красивый. Снежок белый. Снежок на шапочке. Покажи снежок. Вот снежок.» «Вот девочка играет. Покажи девочку. Девочку зовут Ира, а тебя как зовут?» Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка понимания слов-названий и слов-действий. Ребенок скажет эти слова только тогда, когда будет их неоднократно слышать.
Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные разговоры взрослого могут утомить ребенка и уже никакой пользы не принесут. В течение нескольких дней говорите определенный набор фраз, затем меняйте, обращайте внимание на самочувствие и желание ребенка в данный момент общаться.
Хорошие результаты могут быть достигнуты только теми родителями, которые будут действовать исподволь, в меру, не слишком навязчиво, почти незаметно.
4. И так, к 1 году 6 месяцам ребенок может:
• Выделять и обозначать себя, других людей, различные предметы (знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, животных, средств передвижения);
• Выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот, а также животных, игрушек;
• Понимать слова, обозначающие действия совершаемые в быту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять, а также действия с игрушками и предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.);
• Понимать элементарный сюжет, когда ему рассказывают и показывают сказку.
Постепенно ребенок начнет сам употреблять слова, они будут очень несовершенны, но это так должно быть. Подобные особенности произношения считаются физиологическими. Ребенок начинает пользоваться речью для выражения своих желаний. На помощь слову малыш привлекает мимику, жесты, гримасы, крики. Одно слово заменяет целое предложение («моко»- дай молоко, я пью молоко, хочу молоко и т. д.) Этот период длится несколько месяцев. Это нормальное явление. Здесь очень существенны индивидуальные различия. Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам говорят мало. Но хочется предупредить родителей о том, что возраст от 10 месяцев до полутора лет является критическим периодом в развитии детской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Любой, даже самый, казалось бы, незначительный стресс (например, малыш испугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задержки развития речи.
Учитель-логопед МБДОУ ЦРР №155 «Светлячок» Дятлова Е. В.