Лучший педагог года

«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей

Валентина Хакимова
«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей

Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Консультация для родителей, желающих проверить звукопроизношение.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Публикация «„Правильно ли говорит Ваш ребенок?“ Консультация для родителей» размещена в разделах

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.

К двум годам словарный запас ребенка достигает 250 – 300 слов, появляется простая фраза, состоящая из 2-3 слов.

В три года в активном словаре ребенка 800 – 1000 слов. Речь становится полноценным средством общения. Происходят изменения и со стороны звукопроизношения: дети правильно произносят все звуки, включая К, Кь, Г, Гь, Х, Хь, С, Сь, З, Зь, Ц и Ль. Допускается неправильное произношение шипящих и сонорных звуков.

В четыре года словарный запас насчитывает 1500 – 1900 слов. Ребенок использует в своей речи все части речи. Правильно согласовывает слова в предложении. Начинает правильно произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Нормой считается неправильное произношение сонорных Л, Р, Рь.

К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза. При нормальном развитии в 5 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Владеет грамматическим строем речи.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи (83%). Чаще всего нарушения касаются свистящих [c, сь, з, зь, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных звуков [р, рь, л, ль], реже заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь], переднеязычные [т, ть, д, дь].

Родители могут сами проверить правильность произношения детьми звуков. Для этого нужно дать ребенку простое задание : «Назови предмет на картинке». Картинки подбираются так, чтобы проверяемый звук находился в трех: в начале, в середине и в конце слова.

Рекомендуемый примерный ряд картинок (слов) :

• Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес.

• Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь.

• Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык.

• Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета.

• Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец.

• Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш.

• Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи.

• Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ.

• Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь.

• Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел.

• Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль.

• Звук «р» — рак, корова, пар, комар.

• Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь.

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушается (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; словно нож – как нош, словно ножка - как ношка и т. п.) .

Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в” : говорит “вак” вместо “лак”; “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто; “ш”, “ж”, “ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.

Бывает так, что в речи ребенок звук не произносит или произносит дефектно, а изолированно звук правильный. Для проверки наличия в речи изолированных звуков можно использовать звукоподражания. Попросить ребенка повторить :

Ввв – воет ветер, вьюга

Ммм – мычит корова

Ннн – ноет Нонна

Ффф – выходит воздух из шара

Ссс – насос свистит

Сссь – бежит вода

Ззз – звенит большой комар

Зззь – звенит маленький комарик

Шшш – шипит змея

Жжж – жужжит жук

Щщщ – шум щетки Ччч – стрекочет кузнечик

Ллл – гудит большой самолет

Ллль – гудит маленький самолетик

Ппп – пыхтит паровоз

Ббб – бренчит крышка на чайнике

Ддд – строчит пулемет

Ттт – стучит молоток

Ккк – капает дождь

Ггг – гогочет гусь

Ххх – греем руки

Ттть – тикают часы

Если вы выяснили, что изолированно ребенок звук произносит правильно, то можно отрабатывать (автоматизировать) звук самостоятельно после консультации с логопедом.

Публикации по теме:

Фотосессия спортивных будней в детском садуФотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями 2013-2014 уч. год Сентябрь: 1. Первое родительское собрание. 2. Консультация: Как победить застенчивость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Правильно ли говорит Ваш ребенок?» Консультация для родителей
Опубликовано: 22 марта 2015 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД