Ольга Гайворонская
«Дружная семья». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подвести к восприятию к социокультурной категории «Доброе согласие» через обобщение темы «Дружная семья».
Задачи: Закрепить нравственные категории «Дружная семья», «Домашнее тепло».
- Родные люди. Семья. Взаимная любовь.
- Проявление душевной теплоты. Родной дом. Внимание. Забота.
Образовательные: Формировать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать общие речевые навыки. Активные формы работы с художественной литературой, закрепить что значит пословица. Учить высказываться, выражать свое мнение.
Публикация «„Дружная семья“, Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе „Истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Воспитательные : Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии. Воспитывать доброжелательное отношение к своему дому, к своей семье.
Развивающие: Развивать умения слушать друг друга, работать в паре, высказываться в ресурсном круге. Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью по образцу воспитателя.
Предварительная работа:
1. Чтение по «Социокультурным Истокам».
2. Беседа с детьми о членах их семьи, об их любимых занятиях, профессиях.
3. Рассматривание семейных альбомов.
4. Чтение художественных произведений о семье.
5. Работа с пословицами о семье.
6. Составление альбома. «Моя дружная семья».
Методы и приё мы:
1. Использование художественного слова
(пословица, загадка, рассказ).
2. Образец воспитателя.
3. Игровая ситуация «Корзинка добрых дел».
4. Слуховой метод.
5. Наглядно - иллюстративный метод.
6. Технологии социокультурные:
ресурсный круг, работа в паре.
Материал и оборудование:
1. Ноутбук.
2. Музыкальный центр.
3. Мультимедийный проектор.
4. Презентация для детей «Семья».
5. Страницы альбома «Моя дружная семья».
6. Фотографии с изображением «добрых дел» детей.
7. Корзинка из прутьев.
8. Прутья из веников.
9. Атласная лента.
Словарная работа:
Душа, девиз, прутья, оберег.
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Минута вхождения:
(Звучит аудиозапись слова Т. Рядчикова, муз. и исп. Александр Комаров «Наша дружная
семья»,воспитатель входит вместе с детьми, все останавливаются, образуя полукруг.
Воспитатель :
Рады гостям,
как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
(дети здороваются с гостями).
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам присесть (жест на стулья) и отгадать загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
(показывает слайд с ответом).
Активная форма работы с пословицей:
Воспитатель : Я знаю интересную, хорошую пословицу про семью.
А что такое пословица?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Пословица - мудрая мысль народа.
Послушайте мою пословицу: «Семья вместе - душа на месте».
(появляется слайд с изображением семьи и текстом пословицы)
Как вы её понимаете?
Дети: (ответы детей).
Основной этап присоединения:
Воспитатель : Посмотрите на ваши страницы альбома: «Моя дружная семья», здесь есть и страница моей семьи.
Дети, мне очень хочется рассказать Вам о свой семье, послушайте: (образец, социокультурный текст).
(появляется слайд семьи воспитателя)
- Мы живем большой дружной семьей в одном доме. Мой муж, сын, дочь, я - это моя семья. Дом наш небольшой, но теплый и уютный. Мы живем дружно, любим друг друга, заботимся друг о друге. Мы вместе занимаемся домашними делами, вместе копаем клумбу, вместе подметаем двор, вместе наводим порядок в доме, вместе ухаживаем за нашими домашними животными – котом и аквариумными рыбками. Я каждую субботу пеку вкусные пироги, и мы собираемся за большим столом и пьем чай, обсуждаем наши дела. Я очень люблю дом, в котором живу вместе с родными, дорогими, близкими мне людьми.
- Дети, а кто хочет нам рассказать про свою дружную семью? А мы с ребятами с удовольствием послушаем.
Дети: (составления рассказа о своей семье, показ на слайде семьи ребёнка, о которой рассказывается).
Воспитатель : В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела.
Ресурсный круг «Домашнее тепло» :
Воспитатель : Мы сейчас услышали про ваши дружные семьи и почувствовали ваше домашнее тепло. Подумайте и скажите, чья семья и чем Вам понравилась?
(Слева направо дети передают слово прикосновением руки).
Воспитатель : Молодцы, вы меня очень порадовали своими ответами. А сейчас давайте немного поиграем.
Физминутка: «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (загибают поочередно пальцы на руке)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (рисуют указательными пальцами сердце в воздухе).
«Корзинка добрых дел» :
Воспитатель : Как называется наша группа?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : А можно сказать про нашу группу, что мы большая дружная семья? Почему?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Ребята, а как вы понимаете девиз: «Держаться вместе - чтоб не сдуло». Что это значит?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Давайте, расскажем, что вы любите делать, вместе всей группой?
Перед вами фотографии, на которых вы делаете добрые дела, по одному берите фотографию, покажите её нам и расскажите, какое доброе дело вы делали вместе всей группой?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Нас ждет корзинка добрых дел. Обратите внимание, из чего она сделана?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Правильно из прутьев. Она крепкая - в эту корзинку мы положим добрые дела, которые делаем все вместе в детском саду.
(дети кладут фотографии, на которых они делают добрые дела в корзинку).
Воспитатель : Как много добрых дел вместилось в эту корзину.
Аудирование художественной литературы:
Воспитатель : Сейчас я предлагаю Вам послушать рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Чтение рассказа.
Отец и сыновья.
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.
Работа в паре.
Воспитатель : Ребята, возьмите себе пару и пройдите к столам. Посмотрите, что у вас на столах?
(на столах лежат прутья из веников).
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Давайте вспомним слова отца? Если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет: а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Как вы понимаете эти слова. Обсудите в паре, у вас 3 мин. Время пошло.
Делегирование «Мы думаем, мы считаем, что,»
Дети: (ответы детей).
Обобщение:
Воспитатель : Правильно, ребята, только все вместе мы можем в мире и согласии совершать добрые дела. Давайте из этих прутиков мы соберём веник, завяжем его красивой ленточкой, и он будет талисманом группы. Держаться вместе, чтоб не сдуло. Жить дружно и в согласии.
Дети: (собирают веник из прутиков).
Воспитатель : Посмотрите, дети, какой красивый веник у нас получился. А знаете ли вы что веник - символизирует чистоту в доме. С давних времен служил веник на Руси не только удобным инструментом для уборки дома, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время, считают, что такие веники, очень хорошо помогают защитить дом от негативной энергии. Давайте подарим такие веники нашим гостям. Пусть в их доме царит любовь, мир и достаток!
Дети:(дарят веник- оберег).
Воспитатель : Ребята, а я подарю Вам фигурку домового, он, как бы, желает Вам счастья и процветания, а вашему дому- спокойствия, порядка и уюта.
9. Рефлексия.
Воспитатель : Что вам сегодня понравилось больше всего?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Дети, (берёт в руки веник изготовленный детьми) давайте возьмём наш веник- талисман и сфотографируемся на память всей своей большой семьей. Нашей группой «Радуга». (звучит аудиозапись песни «Гимн семьи» в исполнении группы Инь-янь, дети фотографируются всей группой)
Дети: (прощаются с гостями и уходят).